Отнюдь не обладатель крепких нервов, и всё же посмотрел не без любопытства. Подобные вещи – из той категории, о которых язык не повернётся сказать, что они «нравятся». Однако постановка вопроса таким образом здесь и неуместна. Напрашивается ассоциация с полотнами Хаима Сутина на тему разделанных туш – повесить их у себя дома захочется едва ли, но вот подумать они заставят... и, возможно, о многом. Очень талантливо и максимально честно передана в фильме сущность психопатии, воплощённая в чете супругов-преступников. Более достоверной клинической картины мне ещё, пожалуй, видеть не доводилось. Отображены буквально все её атрибуты – ущербность и недоразвитость эмоциональной сферы, крайне примитивные жизненные установки и поверхностное обаяние (последнее нередко может вводить в заблуждение, хотя при достаточно развитой восприимчивости за ним всегда улавливается пустота). А под конец не менее хорошо показано, что бывает, если долго и целенаправленно «гнуть» в этом направлении психику обычного человека, и чем в итоге оборачивается её развал. «Раненый ранит...», причём, если до этого доходит, под раздачу попадают все, кому не посчастливилось оказаться в зоне поражения. Ситуация настолько страшная и неоднозначная, что поднимать тему вины, судить или оправдывать главного героя кажется бессмысленным. Однако и та человеческая симпатия, которую он вызывает вначале, ближе к финалу истории улетучивается безвозвратно. Для меня, впрочем, основная идея не во всей этой внешней жести, а в вопросе о том, к чему может привести недостаток внутренней честности, и какую цену за него рано или поздно придётся заплатить. Потому что слабость – это не отсутствие бицепсов, громкого голоса или умения стучать кулаком по столу. Слабость – это ложь, причём в первую очередь – самому себе. Это демонстрация – или принятие – чувств, которых на самом деле нет, и взятие на себя обязательств, сделанное вслепую, без готовности и желания их выполнять. Если исходить из этой позиции, ни одного по-настоящему сильного героя здесь не наблюдается в принципе. Искренне поражает (в хорошем смысле) психологизм картины и передача того ужаса, которым пропитана ситуация, через призму простых, совершенно обыденных обстоятельств.
|