Мидзогути - великолепен. Действительно, как правильно отразили в синопсисе, меньше героики, но больше элегии. Возможно по сравнению с признанным шедевром с Мифуне и другими замечательными актёрами этому фильму не хватает блеска, он церемониален и более камерный. Нет боёв, смерть главы клана Асано происходит за кадром как и сам акт мести, чему в более поздней экранизации уделено особое внимание, весть о смерти врага зачитывает женский персонаж и она передаёт эмоции шока и ужаса от услышанного. Как часто У Мидзогути - взгляд через женщину. Хотя там даже лиц то особо не разберёшь, качество плохое, 1941 год, да и нет крупных планов. Но по композиции, акцентам, по эмоциональному насыщению этот фильм превосходит все. Сдержанность и лаконичность каждой эмоции. Прямо как у Чехова, когда он писал, что если хочешь глубокого сопереживания, пиши холоднее и отстранённее и твой текст будет сильнее действовать на читателя. Тут так же, финал - это вообще бомба. Сеппуку в последующих фильмах просто справочно обозначили. Здесь ты видишь отгороженные белыми занавесями места, ничего не показывают, но за кадром холодный голос :" такой-то совершил сеппуку, такой-то совершил сеппуку ..." Размеренная механичность голоса вызывает остужающее чувство. Такой голос можно услышать в МФЦ или другом учреждении, когда диктуют номер в очереди. И когда Оиси с улыбкой встаёт последний в своём траурном белом наряде и идёт по коридорам дворца, на тебя нисходит чувство величия и торжественности , реально пробирает до мурашек. Хотя этот фильм для Мидзогути вынужденный и наверняка не любимый, учитывая контекст происходящего тогда в мире, но ты как- то всеми органами чувств понимаешь, что это один из трёх великих кинорежиссёров Японии - Одзу, Куросава и Мидзогути.
Сообщение отредактировано в 18:25 02.08.22
|