Лена Кочерга, спасибо за такую хорошую рецензию!
"Вера" — моя вторая и до сих пор самая любимая дорама (хотя за 5 лет пересмотрено уже немало), которую я пересматривала раза три и ещё буду. Полностью согласна с вашим мнением о дораме — и насчёт нестандартности сюжета, и насчёт "услады для глаз и ушей", и насчёт прекрасных актёров во всех ролях. Очень верная характеристика главных героев — и самих образов, и актёров!
Разница в восприятии у вас и у зрительницы 9098 не оттого, что у вас "неискушённый глаз", а потому, что "Вера" оказалась в чём-то внутренне чуждой ей. Как невозможно полюбить даже самого хорошего человека, если он внутренне чужой, так невозможно прочувствовать и полюбить дораму, если она внутренне чужая. Потому 9098 всё в "Вере" кажется неестественным и неправильным: не родное — оно и есть не родное, и если душа не принимает, то и обоснования для неприятия сами собой найдутся. Это естественно: у каждого своё родное и своё не родное, люди-то разные. А если человеку какая-то дорама внутренне чужая, то он часто не может не только поверить ей, но даже понять, что она говорит ему. Общего языка нету.
Такое впечатление, будто вы с ней говорите о совершенно разных дорамах. В "Вере" я за три просмотра ни разу не увидела ничего из того, что она описывает, за исключением прекрасной игры второстепенных актёров. Что верно, что верно: все они были главными каждый на своём месте, все сияли и ничуть не меркли в свете главной пары. А играет главная пара очень естественно, ничего наигранного или напускного. По-настоящему вжились в свои роли. Говорю не как поклонница кого-либо: в этой дораме я впервые увидела и Ли Мин Хо, и Ким Хи Сон — так что непредвзятость впечатления была полнейшая))) У Ли Мин Хо мягкие черты лица и мягкий голос, казалось бы, неподходящие для роли воина, но когда смотрю на него в образе Чхве Ёна, ничего подобного и в голову не приходит! Стоит только одна мысль: именно таким и должен быть настоящий воин! Причём это было и при первом просмотре, и при втором, и при третьем, и даже при пересмотре отдельных эпизодов спустя много лет… Вот это вжился в роль так вжился!) И Ким Хи Сон прекрасно передала внутреннее преображение Ын Су — от обычной современной женщины, деловой и забеганной-замотанной, исполнительной, и в то же время независимой,ответственной, но при этом легкомысленной, — до бесстрашной, сочувственной и самоотверженной, очень женственной и мужественной одновременно — настоящей Героини. У Ким Хи Сон удивительно получается быть одновременно ребячливой и взрослой, милой и очаровательной, смешной и достойной уважения.
И вы правы, история их отношений прописана в сценарии прекрасно! Правильно всё-таки, что сценарист решила сделать главную героиню старше главного героя: иначе было бы просто неестественно. Чхве Ён выглядит гораздо старше своих лет, потому что он и в душе гораздо старше своих лет — он суровый воин, прошедший через многие тяжёлые события, умудрённый жизнью, и смотрящий на всё иначе, чем другие. Кроме того, он воин с так называемыми сверхспособностями — то есть умеющий управлять энергиями. А это не так просто, как кажется, это не палочкой волшебной махать, — здесь нужна большая самодисциплина и самоконтроль. При таком его жизненном опыте, характере и мировоззрении любая, даже самая умная, молоденькая девушка годилась бы ему не в жёны, а в дочки. И даже его ровесница была бы ему просто НЕ РОВНЕЙ. Главной героине, чтобы хоть более-менее соответствовать такому героическому главному герою, нужна компенсация — более длительный жизненный опыт, полностью сформировавшийся крепкий характер, закалка жизненными трудностями… и умение радоваться жизни, несмотря ни на что. Она должна быть старше него, потому что он на самом деле старше себя. Ю Ын Су стала Чхве Ёну родной, потому что была ему РОВНЕЙ, потому что могла не только опереться на него, но и в трудную минуту подставить своё плечо.
Однако твёрдо держащиеся в корейском обществе представления о том, что люди разных возрастов стоят на разных иерархических ступенях и в принципе не должны общаться как ровня, всё-таки давили на актёров. И хотя что он, что она идеально подошли на свои роли, нравились друг другу и очень дружно сработались, всё же некоторый оттенок почтительной отстранённости, едва заметное внутреннее расстояние между ними чувствовалось на всём протяжении дорамы, вопреки логично прописанному сценарию. Но здесь они не виноваты...
Так что те, кто требуют юную главную героиню и обнимашек побольше, пусть смотрят "Брызги любви": дорамка миловидная, романтичная, поучительная, чем и хороша, но не философская. Настоящая "милая малобюджетная сказка".
А "Вера" — НЕ СКАЗКА, А ПРИТЧА. Настоящая философская притча в оболочке романтично-приключенческой фантастики. Напоминание и размышление о вечных ценностях. Потому смешно читать, как её упрекают в том, что недостаточно масштабны события и что не показана реальная историческая эпоха. У "Веры" совсем другая задача. У притчи нет задачи показывать масштабные исторические события.
Да и в перечислении жанров дорамы чёткими буквами написано: ФАНТАСТИКА. Люди читают эту надпись, начинают смотреть, и обнаруживают, что здесь действительно фантастика и фэнтэзи… И неожиданно обижаются: почему это фантастика не похожа на исторический трактат?!… Точь-в-точь как некоторые зрители садятся смотреть дораму с надписью: "комедия, романтика", обнаруживают там типичную романтическую комедию, и возмущаются так, как будто их коварно обманули и не предупредили!))) Если человеку нужна масштабность событий и показ эпохи во всём величии, пусть путешествует вволю по эпическим просторам дорам "Повесть о Чумоне", "Королевство ветров", "Тэ Чжоён", "Бессмертный флотоводец Ли Сунсин", где ветер древних веков так и веет, и разворачиваются летописные полотнища исторических событий. А также — "Хо Джун", "Чан Ён Силь", "Имджинская война 1592 года" (последняя — вообще полухудожественная-полудокументальная, очень мощная). Всё это — настоящие дорамы-эпохи. Их создано немало, и все они очень качественные. А "Вера" растёт на другом, непаханном поле…
Да, много фантастических дорам, много фэнтэзи создано, но дорама-ПРИТЧА — редчайший случай...
Не знаю, какой у "Веры" бюджет в сравнении с другими дорамами, но она — целый мир, настоящий, живой, огромный. Одна из тех дорам, в которых не исчезает ощущение, что показанные в кадре места и события — лишь малая часть огромной вселенной, оставшейся за кадром, лишь вершина айсберга, не поместившегося в экран по причине своего размера. Такое ощущение бывает только в тех дорамах, в которые вложено очень много труда.
Как вы верно сказали: "Музыка в дораме... трогает за душу не хуже любого монолога дорамного героя." "Монолог героя" — очень подходящее определение для такой сильной музыки. Она сама — герой, рассказывающий повесть о том мире…
Единственное, в чём я не могу согласиться, это то, что "есть деление на "наших" и "ненаших", но нет деления на "хороших" и "плохих", и троица главных героев ярчайший тому пример". Деление на "хороших" и "плохих" среди главных героев в "Вере" на редкость чёткое и однозначное, но при этом все герои — живые люди. И хорошие — живые люди, и плохие — живые люди. Разница лишь в том, кто к чему устремлён и кто ради чего действует. И почти в каждом плохом человеке есть какая-то светлая черта, которая могла бы вывести его на свет, если бы он сам упорствовал в этом. И почти в каждом хорошем человеке есть какая-то слабость, которая погубила бы его, если бы он не устремлялся по пути совести и правды.
К примеру, у Ги Чхоля, явно относящегося к плохим, есть детская любознательность, вечная неудовлетворённость тем, что есть, которая могла бы сделать его счастливым человеком и полезным стране, но вместо этого превращается в мучение для него. Потому что он жадный. Ему бы стоило попробовать не загребать себе, а отдавать — и тогда бы его дыра в сердце залечилась, и он почувствовал бы себя так, будто приобрёл целый мир. Но он этого понять не может. Человек часто не понимает, чего на самом деле требует его душа. С его-то способностями, не будь он таким эгоистом, он мог бы стать вождём, за которым не жаль пойти и на край света, за ним люди ходили бы по пятам добровольно, и ему понадобилось бы их вербовать насильно! Но Ги Чхоль эгоистом был отчаянным, и потому слабый и тихий, но умный, стойкий и искренне желающий изменить жизнь страны к лучшему Конмин оказался куда более подходящим на роль вождя, за которого великие герои сражаются добровольно и бескорыстно, потому что у него и у них общие цели.