Очень хорошая рецензия (жаль, что посмотрел «Пять пальцев» до того), достаточно схожая с моим восприятием дорамы, правда, с одним исключением – трактовки истинной причины уничтожения любовного треугольника.
Вы правы: никто из братьев не заслужил Любви. Однако искусственный, чуть ли не нарочитый характер разрушения судьбы вершины треугольника навел на другие мысли. И только потому, что вершина эта – не в паренька переодетая официантка из бара или Золушка-замухрышка (зато, которая и в горящую избу войдет), а Пианистка, не менее музыкальная (в смысле, живущая музыкой), чем братья, а значит, тем самым заслужившая хоть какого-то упоминания о ее дальнейшей карьере.
Но нам на память оставлена лишь печальная полуулыбка актрисы в финале.
Про что она – улыбка эта?
Печаль прощания с неудавшейся ролью? По чьей вине неудача? Прихоть сценариста или режиссера?
Ведь по ходу развития сюжета казалось, что создатели сериала конструируют треугольник: Моцарт с двумя талантливыми братьями Сальери. И вдруг конец всему, воздействие которого сродни тому, что бы мы почувствовали, если б корейская версия Кантабиле окончилась посреди 15-й серии. И кончилась бы примерно такими словами главного героя:
«Нэ Иль вернулась домой? Жива, здорова? Ну и славненько. Вы, ребятки, передайте привет этой пианистке (от меня – за мое спасение), а сами усердно тут работайте, мне же пора в Европу на смотрины».
Почему нечто подобное случилось с "Пятью пальцами"?
Да, да – можно играть иногда и без мизинца, но как доиграть концерт, но уже без пальца большого упорного?
Мастерство создателей этой трагикомедии «ошибок» не вызывает сомнения – даже надрывные страдания Матери не дали перетечь «поеживанию» зрителя (от избыточного мазохизма) в открытое неприятие садистского любования камерой за происходящим, благодаря услышанному ею слова «мама» от (по ошибке ею же и презираемого) сына. Другими словами, скоропалительное изменение сюжета (толи на уровне сценария, толи при окончательном монтаже эпизодов) имело место быть. Несуразность концовки сериала доказывает это предположение.
В самом деле, о чем мы узнали год спустя (по календарю дорамы)?
Лишь об одном – некоем наказании проигравших: кто-то отсидел в тюрьме этот самый год, слепая мать Сальери, который видит себя Моцартом, тоже провела его в отшельническом одиночестве, а талантливая пианистка, экономя на всем, где-то там училась, превратившись заодно в настройщика детсадовских инструментов.
А что нового мы узнали «три года спустя»?
О, теперь – поощрение победителя: сын, фактически убивший своим отъездом мать и параллельно разрушивший судьбу талантливой пианистки, добился успеха. А то, что он через час или два (так и оставшихся за кадром) узнает цену этого самого успеха, не так уж и важно (если за три года он ни разу не удосужился позвонить матери, то ночной пьянки с братом вполне достаточно для восстановления душевного равновесия).
Да, искусство требует жертв! Это банально, но все дорамы об Одержимых мечтой стать идолами шоу-бизнеса твердят о том же. Однако жертвы жертвам рознь: в «Пяти пальцах» они не обязательны.
Пять пальцев, значит, «это просто», а значит, и проста причина изменения сценария – болезнь актрисы (первое, что приходит на ум под бритвой Оккама) или замятый скандал.
Но и в таком случае, следуя логике развития уже измененного сюжета, в концовке фильма:
во-первых, необходимо было бы предварительно изъять несколько секунд, потраченных на констатацию бесполезной смерти матери (для облегчения кармы положительно позиционируемого героя);
во-вторых, за счет этих сэкономленных секунд окончить финальный диалог братьев следующими словами: «Начнешь опять ругать за то, что не посетил ни один из концертов триумфального турне Да Ми по Европе? И не вздумай, я не такой сталкер, как ты»!
Не случился диалог… Лишь выбитый из рук девчушки букет цветов и пустой зал о чем-то намекают.
ИМХО:
Быстрее всего, перелом сюжета – чья-то (за что-то кому-то) месть. Меня натолкнул на эту мысль инцидент в ресторане (одно из полудетских воспоминаний), в результате которого Заслуженный артист СССР (отец девушки, давшей во время танца пощечину подвыпившему режиссеру) лишился роли, а ее содержание через несколько дней перешло к эпизодическому (до того) герою. Кстати, после этого случая мастер эпизодов стал достаточно популярным актером, прочно освоив уровень героев второго плана.
Но это всего лишь предположение, за него и прошу прощение у кого-нибудь из создателей сериала, ну, не хочется списывать разочарование двухминутной концовкой на минутное помутнение разума авторов в целом-то добротного сериала.