Оцените отзыв
Так получилось, что лето 2013 года ознаменовалось темой привидений в корейской «дораматургии». И перед каждым фанатом этого вида творчества встал выбор: «Кто ты» или «Властитель солнца»? Выбор, скажу сразу, непростой. Хотя бы потому, что две параллельно выходящие детективные истории о призраках сравнивать приходилось буквально до мелочей. И всё же я после всех этих многодневных сравнений отдаю предпочтение Властителю. Потому что он метафоричен, символичен и иносказателен. Именно такие его качества заставляют включать голову при просмотре, что лично меня не может не радовать. Если вы считаете, что один фильм лучше другого по каким-то отличным причинам или что он хуже другого, то поделитесь со мной – с радостью взгляну на обе истории с новой стороны.
Мне очень понравилось искать и находить параллели между символами, представленными в дораме «Властитель солнца», и её же сюжетом. Это как если ты додумываешь, что будет в следующей серии, а оно так и случается не потому что сценарий слабый, а потому что твоё решение – самое логичное. Властитель именно такой. Несмотря на общую причудливость героев и их поступков, картина повествования выстраивается по мельчайшим деталям, заставляя зрителя полностью проживать все поставленные в дораме сцены. И всё это благодаря приятным мелочам – символам сюжетных линий.
Символ первый: две книги. Для дорамы необычно уже то, что герои выделяют не одно печатное произведение (какую-нибудь стандартную Алису), а целых два. Подобная многозадачность сериальным сценариям не свойственна. Мне кажется, что оба упоминаемых произведения объединяет та же метафоричность, что свойственна и самому Властителю, и поэтому они выбраны для дорамы. И оба они словно пытаются подсказать, что же будет дальше с героями.
Книга первая «10 негритят» – это не просто лучшее произведение признанного автора детективов. Вспомните (или узнайте): в этой книге Агаты Кристи злодей выживает, хотя все считают его мёртвым. А его пособник, наоборот, умирает, пока его ещё считают злодеем. Ничего не напоминает? Конечно, подсказка слишком очевидная, но Властитель и не пытается хранить до конца свои секреты. Это такой детектив в детективе, где зрители могут искать разгадку, не мешая героям проживать их жизни. И всё же дорама скрывает точное название первой книги вплоть до своей кульминации – 13 серии. Кто догадался о названии книжки раньше, тот, наверное, как и Чжу Чжун-Вон, когда-то читал её.
Если первая книга «10 негритят» подсказывает интригу сюжета, то вторая книга «В грозовую ночь» вызывает ассоциации с центральной сюжетной линией – взаимоотношениями главных героев. Причём, как и в случае с первой книгой, разгадку Властитель раскрывает не сразу – про то, чем закончилась история овечки и волка, повествует уже не Гон-Шиль и отнюдь не в начале истории.
Получается, что сценаристы всю дораму ведут зрителя чуть впереди сюжета. Но при этом только сам зритель может решить, стоит ли приоткрыть глаза и посмотреть, что же будет дальше с героями.
Символ второй: два солнца. Этот символ поражает своей откровенностью. Солнцем можно назвать только близкого, дорогого тебе человека. А если солнцем называют новую подругу, да ещё и поясняют, что она-де большее солнце, чем подруга более знакомая, то это такое откровение. Это такое признание. Это такая ёмкая характеристика персонажа в одно слово. Понятие солнца включает в себя так много, что оно даже способно объяснить, почему же призраки тянутся к Гон-Шиль, а, следовательно, почему она может их видеть, помогать им. Смысл солнца – в обладании им. Чжун-Вон, завладев солнцем, делает его только своим, невидимым призракам. А поскольку солнце большое, нужен большой человек, чтобы завладеть им. Это характеризует пару Чжун-Вона (ДжуГун – Властитель) и Гон-Шиль (ТэЯн – солнце). Чтобы завладеть малым солнцем, достаточно малого (незаинтересованного) человека или даже призрака. Это уже в свою очередь характеризует пару Кана У и Тэ И-Рён. Вроде бы всё просто и понятно, потому что солнце-символ используется в дораме и в именах, и в талисманах, и даже в общении призрака с человеком. Единственное, чего я так и не поняла: почему солнц должно быть два и только два? Возможно, это как-то связано с корейской мифологией, но с ней я не знакома.
Символ третий: сладкий леденец Кан и Дулли. Кан У стал единственным персонажем, которого в истории охарактеризовали сразу двумя не похожими друг на друга символами. Это говорит о двойственности его образа: то, как видит себя охранник Кан, не совпадает с тем, как воспринимают его окружающие. А точнее, речь идёт даже не обо всём окружении, а только о Гон-Шиль. Для девушки молодой руководитель охраны – это красивая конфета, которую не хочется есть, а хочется сохранить на память. Она может долго держать его подле себя, даже не помыслив заходить куда-то дальше. Сам сладкий леденец Кан думает с точностью до наоборот. Для себя он домашний и уютный, как мягкая игрушка. И очень одинокий: хотя у Дулли есть подружка, она безымянна. Для Гон-Шиль попытка дать игрушке её имя выглядит непонятно. Основного намёка девушка так и не замечает. Хотя они с Каном У вместе смотрятся мило, но они слишком разные. В целом, молодому охраннику больше подходит сравнение с леденцом, что подмечают разные герои. Дулли, у которого есть подружка Гон-Шиль, – это, скорее, мечта, нежели метафора.
Символ четвёртый: фарфоровый ночной горшок. Удивительно, как много страстей может разгореться вокруг ночного горшка. Снаружи произведение искусства, по сути он абсолютно не пригляден. Это прямой смысл символа, о котором можно узнать из мини-истории про призрака. Какой же переносный смысл у горшка? Что сценаристы хотели сказать подобной метафорой? Конечно же, речь идёт о характере Чжун-Вона. Потому что до встречи с Гон-Шиль директор был своеобразным ночным горшком: холил и лелеял в себе только недостатки, ошибочно полагая их достоинствами и оправдывая высокородным происхождением. Если бы «Властитель солнца» состоял только из 12 серий, то события с ночным горшком и их последствия стали бы кульминацией дорамы. Настолько кардинально изменился за этот цикл характер главного героя, и так хорошо это сыграл актёр, что только по одной этой сюжетной линии можно было бы снять отдельную дораму, которая имела бы право на жизнь. Наверное, сценаристы думали так же, раз решили повторить путь от высокомерного к благородному Чжун-Вону ещё раз, только в ускоренном двухсерийном режиме.
Символ пятый: привидения. В каждой стране свои кинопризраки. Их характер определяется местным фольклором, особенностями возрастных ограничений в эфире, популярностью разных жанров у зрителей и другим. Всегда интересно узнать, каких привидений придумал тот или иной народ. Ну и какие же корейские призраки? Во-первых, они нестрашные. Да, они пугают. Но они пугают не зрителя, а Гон-Шиль. Чтобы мы смогли прочувствовать настроение главной героини, придётся потерпеть парочку страшных рож на экране. Оно того стоит. Во-вторых, призраки незлые. Да, они могут причинять вред персонажам. Но в основе всех их поступков лежат вполне благие намерения. И в-третьих, что самое главное, призраки в дораме плохо свзяаны с миром живых. Чтобы призрак остался в мире живых, он должен был перед смертью оставить там неоконченные дела. Поэтому все призраки во Властителе имеют свои персональные мини-истории. Удивительно, но хотя истории призраков небольшие (мало какая из них растягивается больше, чем на одну серию), все они двигают сюжет. По сути сюжет двигают не главные герои, а призраки. Они и есть основа истории «Властителя солнца». Для меня эти персонажи стали метафорой судьбы. В тот момент, когда призрачному существу разрешают вмешаться в жизнь людей с помощью Гон-Шиль, меняется именно история живых, а не мёртвых.
Символ шестой: композиция произведения. Вот как я для себя поделила Властителя по итогам просмотра: двенадцать серий завязки или отдельная история, тринадцатая серия кульминации или начало рефрена, серия развязки сюжета в части отношений или окончание рефрена, а также три серии развязки сюжета в части интриг. Очень сложная и необычная композиция. Не всем она поддалась – мне попадались комментарии, в которых люди по просмотру очередной серии признавались, что не могут смотреть дораму дальше, хотя прежде она им нравилась. По мне, так если тебе страшно смотреть, то дорама тебя определённо зацепила. Вот если бы было наоборот, то это стало бы признаком скуки.
Мой дорогой читатель, попробуй, на минутку, представить, что ты смотришь Властителя по две серии за неделю. Сейчас-то у тебя есть возможность просмотреть всё взахлёб в любой момент, не страдая от перерывов между выпусками и двусмысленности некоторых концовок. Можешь выбрать любое качество видео и вообще промотать. Но ты только представь себе: ты просматриваешь ¾ от дорамы и вдруг понимаешь, что после 12 серии продолжения у истории нет. Вполне можно остановиться. Но ты упорный: ждёшь неделю и смотришь дальше. В следующей 13-ой серии волна событий и неожиданных сюжетных поворотов просто захлёстывает тебя, иногда подбрасывая мысли о дежавю. Ты восторжен и полон радостных предчувствий, готов смотреть дальше. А дальше нет ничего. 13-ая серия является не только кульминационной, но ещё и единственной за неделю. До следующей серии впереди целая неделя, а дальше опять тебя будут ждать мешок впечатлений и очередная неделя ожидания.
Сложно это представить сейчас, когда есть возможность посмотреть всё и сразу. Но именно так публиковалась дорама в Корее. И факт расстановки сюжета по сериям приходится учитывать как немаловажный. Если ты, милый читатель, смотрел много корейских дорам, то знаешь, что неожиданные концовки для каждого выпуска в сериале – это не ново. У корейцев стало правилом хорошего тона заканчивать серию неожиданно, чтобы растянуть интерес зрителя до следующего выпуска. Но подумай сам: делают они это обычно за счёт того, что сюжет разрывается на куски. Серия как бы не заканчивается. Поэтому ты смотришь следующую, чтобы узнать, чем закончилась предыдущая сюжетная арка – это тебе расскажут в самом начале новой серии. Из-за этого типично корейского построения сериала центр серий стандартно провисает по сюжету. Некоторые русскоязычные зрители, по их признаниям, даже имеют привычку его проматывать. Властитель также заканчивается в каждой серии многообещающе, но в отличие от большинства корейских дорам каждая серия в нём закончена по смыслу. Даже в самой спорной предкульминационной 12-ой серии в конце возникает ощущение законченности истории. Зрителю не столько интересно, что же будет дальше, сколько «как вообще что-то может быть дальше?» Такое сложно выверенное, нетипичное для корейцев построение истории играет роль своеобразного символа. Символа, отождествляющегося со зрителем. Как я уже писала раньше, зритель в дораме, как и герои, вовлечён в творческий процесс. И благодаря композиции дорамы у него есть возможность насладиться этим процессом полностью.
Символ седьмой: OST’ы. Музыка в дораме меня не зацепила и я долгое время её не замечала. Но как-то мне попалась серия, где в субтитрах были переведены песни. И тут я поняла, насколько точно они своими текстами соответствуют происходящему на экране. Конечно, OST’ы сами по себе должны соответствовать сценам, в которых играют. Они придают нужное настроение и могут рассказать о любви главных героев больше, чем те смогут поведать друг другу сами. Но всё же во Властителе саундтрек как-то особенно точен. Поэтому если у вас при просмотре дорамы будет возможность подключить субтитры с переводом песен, то обязательно ею воспользуйтесь.
Конечно, это далеко не все символы, которые упоминались во «Властителе солнца». Их гораздо больше, чем я могу поместить в свою псевдорецензию. И каждый зритель должен искать и находить их сам. Потому что если он не будет этого делать, то Властитель не откроется ему до конца. Ведь это такое кино, которое потребует от вас отдачи. Где вы ещё подобное найдёте?
P.S. Если вам понравилась актриса, игравшая Гон-Шиль, то советую посмотреть с ней «Пасту». Вдруг вы ещё этого не сделали.
Дата публикации: 01.10.13