Оцените отзыв
«Ой, моро-оз,
моро-о-о-оз,
Не морозь меня-я-я-я...»
Русская народная* песня
Рекомендую фильм: Здесь планировалось ехидное «Ким Ки Дуку в личное пользование...» В смысле, фильм специфический; интересен в основном поклонникам маэстро. Но после второго просмотра родилась мысль – это нужно показывать всем студентам творческих специальностей. Включить в обязательную программу и ставить двойки прогулявшим.
Лирическое отступление: Вы когда-нибудь попадали в тупик по жизни? Когда «крокодил не ловится, не растет кокос», на календаре один понедельник, и ты ощущаешь себя под грудой пыльных мешков, под слоем болотной тины или под действием хлорпромазина, в зависимости от жизненного опыта.
Когда кажется, что все, в чем был раньше хорош, куда-то улетучилось, тебе нечего сказать людям и ты мало того, что не понимаешь, как жить дальше, но серьезно сомневаешься «а был ли мальчик» вообще? Спорю, люди «креативных» профессий с этим сталкивались (кто нет, подскажите рецептик), да и не только они.
Что делает в таком случае русский человек? Верно, достает бутылку водки, набирается и затягивает «Ой, мороз-мороз...», прерываясь мелодичными всхлипываниями. Если это счастливый русский человек, то пьет он на кухне у друга и плачет в его, друга, жилетку. Если человек обычный, то пьет он в одиночку и плачет в подушку, в кошку или свою ладошку...
Таков наш национальный рецепт «выхода из творческого тупика DIY», без привлечения армии психологов, групп поддержки и прочих американизмов. Корейцы в этом смысле совершенно неоригинальны. Меняем «водку» на «соджу», а «Ой, мороз, мороз...» на «Ариран мой, Ариран...»
Этим рецептом пользуются множество людей. Но только один из них набрался смелости (гениальности - безрассудства), и свой пьяный «Мороз - Ариран» записал на камеру, а потом отправил на Каннский фестиваль и взял там приз.
Сюжет: Сначала о жанре. И ради этой фразы мастера написана вся рецензия:
«Я мог бы снять
документальный фильм.
Но подумал и решил делать
драму..»
Мысль не новая и слегка пафосная, но основная для меня в этом фильме:
Каждый волен выбирать, какого жанра жизнь он проживает. Фиксирует происходящее вокруг, как документалист? Хочет жить в трагедии? В производственной драме? В героическом эпосе? В романтической дораме? J
«Ариран» – это фильм-драма по мотивам трехлетнего творческого кризиса в жизни Ким Ки Дука. Фильм-исповедь, фильм-размышление, фильм-рефлексия. Сеанс психоанализа handmade, который помог автору вернуться, это уже очевидно. И который может стать неплохим рецептом для других застрявших на творческом или жизненном пути.
«Я попал в
тупик. Я не могу снимать кино.
Но я режиссер. Я не могу
не снимать кино.»
- сказал прямолинейный Ки Дук, купил палатку, запас соджи, рисоварку и отправился «в глушь в Саратов», к подножию Корейских гор до полного излечения. “Into the wild”, где он провел три года, распевая Ариран на непрофессиональную камеру в компании чудесной рыжей кошки.
Герои: И вот тут я вас удивлю. Несмотря на то, что в доме кроме кошки и Ки Дука никого нет, по количеству персонажей этот фильм где-то между «Хайд, Джекилл и я» и «КМХМ». Вспомнилась лента «Быть Джоном Малковичем» (1999), рекомендую. Итак:
Интервьюер [Ким Ки Дук, с богемным хвостиком и слегка подшофе] задается вопросами о причинах своего кризиса.
Интервьюируемый [Ким Ки Дук, «сильно выпимши», всклокоченный, размазывающий слезы, слюни, сопли по щекам и красному носу] пытается дать ответы на вопросы первого себя. И поет Ариран.
Если честно, ни вопросы ни ответы не поразили глубиной. Но это ведь не Достоевский в конце концов..
Автор фильма [Ким Ки Дук, уже трезвый и причесанный] монтирует вопросы и ответы с комментариями типа «во дает!» и «ну совсем..»
Я, любимый [Ким Ки Дук, которого Р.Волобуев не зря назвал «безусый Михалков»] – прорывается постоянно, к месту и не очень, любовно подхваливает, подхвастывает, подлизывает сам себя, сам собой любуется, очень умилительно. Но гению это прощается...
Художественное оформление: Атмосферно. Самая старая бабушкина - прабабушкина дача «без удобств», которую вы в состоянии себе представить. Посреди дома действительно разбита палатка, в ней хороший компьютер. Ручная камера. Ки Дук -оператор снимает, как Ки Дук -актер много и с аппетитом ест то, что готовит ему Ки Дук -художник.
Красноватая хурма, желтая тыква, белый снег, голубой лед, который топится и превращается в бурый кофе в странном самодельном устройстве, сильно напоминающем о пепелаце из Кин-Дза-Дзы.
Показателен постер (с пятками) к фильму. Определенно, моделью для него выступил – кто, как вы думаете? J...
Да, Ки Дук, отвечающий за музыкальное оформление фильма, заразит вас народной мелодией Arirang надолго. Кстати, поет он хорошо...
Не рекомендую фильм: Не знакомым с творчеством мастера. Хотя бы «Пустой дом» и «Весна, лето...»
Если смотреть фильмографию в хронологии, то четко видно, что перевал Ариранг стал для режиссера перевалом творческим, как по-другому (лучше, хуже – решайте сами) сделаны его работы «после».
Для меня этот фильм идет в связке со следующим, «Аминь», и вот почему – где-то посреди рефлексии «Ариранга» автор признается, что уже забыл, как вообще снимать кино. И «Аминь» - это тот самый удачный, по-моему, пробный выстрел, который позволил ему вернуться в киноиндустрию.
Годится ли фильм для повторного просмотра: скорее нет, чем да. Но мало ли, когда пригодится рецепт «антикризис DIY»
Вывод: авторства Сергея Довлатова: «В любой ситуации необходима минимальная доля абсурда». Чего-чего, а абсурда Маэстро не занимать!
*Песня оказалась очень даже авторской, ее написала Мария Морозова в 1954 году. Но все равно для меня эта песня останется русской застольной и совершенно народной.
Дата публикации: 28.07.16