Дождь убедил меня укрыться у ворот и послушать эту историю вновь.
Рассказ движется серым равнодушным ливнем, постепенно размывая веру в правдивость человека в душе расстроенного монаха. Но, вместе с тем, приводит к неизбежному успокоению природы, наполняя сердце гуманиста живительной влагой готовых пролиться слёз, высекая искру светлой веры в победу человечности. Философия относительности истины, зависимой от страха, во многом обусловленного структурой общества и традиционными социальными ролями, необходимостью сохранять лицо и честь - это лишь солнечные блики на поверхности бурной реки жизни.
Случай, столкнувший троих в чаще, привёл к смерти самурая. Зрителю, как важной персоне и беспристрастному судье, предложена уникальная возможность заслушать показания свидетелей, проникнуть в их стремления и мысли, рассматривая ситуацию с разных сторон. Смысловой поток дополняет рассказ дровосека, будто насмешливо опровергающий всё сказанное ранее. И тоска в душе монаха становится стеной непроглядного ливня.
У каждого своя правда, пропущенная через опыт и восприятие, а истина скрыта от затуманенного эгоизмом взгляда. Даже ложь порой не является преступно преднамеренной, отражая лишь позицию говорящего. А здесь, сейчас, проникнув в помыслы каждого свидетеля, судья отказывается выносить вердикт "кто прав".
Вполне вероятно, что сомнение во всех рассказчиках - очередной тонкий ход, призванный осветить великую непостижимость истины.
Неуловимая прозрачность,
несокрушимая внутри,
что до безумия прекрасна;
И за короткий жизни миг,
и в медитации глубокой -
Ответ сокрыт за ливнем тьмы.
И лишь в гармонии потока
танцует духа чистый лист.
Взбираясь в гору, на вершину,
изранив ноги и устав,
Монах, смиренно улыбаясь,
молчит о том, что не познал.
В каком бы веке ни произошла встреча в чаще, ему предстоит много столетий блуждать по грани сомнения веры в человечность. Время идёт, движется прогресс, а в душах людских протекает теневой процесс, и сомневаюсь, что это - параллельный внешнему путь вперёд.
Вера размывается потоками лжи, испытывая преданных поиску истины.
Импульсивность и страсть находятся в борьбе с холодным ликом чести, а меж ними струится и очаровывает кажущейся слабостью женская сила. Вечный танец созидания и разрушения, с явными и тайными течениями смыслов, что сливаются в дивное полотно жизни точными чёрными росчерками кисти.
Техническое исполнение картины отличное, а завершающая часть с пробившимся лучом надежды выводит историю на высший уровень, раскрывая общечеловеческий посыл, позволяя увидеть лицо человека в грязных лужах носимых им масок, а также бросить взгляд в глубины сточных вод страхов и эгоизма.
Гармония формы и содержания, неоднозначное и живое выражение идеи на поверхности, порой переходящее на невыразимые уровни, расширяющие восприятие до притчи о природе человека.
Долгое время не осмеливалась нарушить словами возникающее чувство соприкосновения с прекрасным. Блеск граней правды удивляет многообразием оттенков, и зависит от преломления света во взгляде каждого зрителя. А Расёмон так настраивает на медитацию под музыку дождя, что остаётся лишь поражаться виртуозности мастера и воспевать совершенное воплощение замысла, касаясь его сквозь годы в каком-то вневременном измерении.
Ливень утихает, но покидать Расёмон так не хочется...
***
Фильм - экранизация рассказа Акутагавы Рюноскэ "В чаще", а название и место действия взяты из рассказа "Расёмон".
Расёмон - южные ворота древних столиц. К началу 12 века, на закате эпохи Хэйан, ворота стали опасным местом с дурной славой. Являются символом физического и морального разложения общества.