Забота наша простая,
Забота наша такая:
Жила бы земля родная -
И нету других забот.
("Песня о тревожной молодости"
А.Пахмутовой и Н.Добронравова)
Этот фильм привлёк меня своей атмосферой искренности, спокойного достоинства, сурового мужества и правдивости. Он не поражает с первого взгляда, но он входит в душу.
Корейцы умеют так рассказывать о подвигах и достижениях своих предков, что даже никакого отношения к Корее не имеющий зритель начинает гордиться ими так же, как героями истории своей Родины. И после просмотра дорамы смотреть на всех современных супергероев с их навороченными суперинструментами и сверхсуперспособностями и смешно, и грустно: никакого сравнения с героями Имчжинской войны, которые в реальной жизни сделали невозможное.
О полководцах и стратегах, о войне и политике снято много качественных фильмов и дорам, но дорама "Бессмертный Ли Сунсин" по-своему уникальна в этой области.
Во всех дорамах о полководцах показывают планирование сражений и сами сражения, то есть то, что является результатом всей работы армии или флота. Но битвы с врагом — не единственные битвы, которые должен проводить командир. Для того, чтобы победа в битве и вообще сама битва стала возможной, нужно немало побороться на других планах: обеспечить поддержку конкретных действий армии со стороны правительства страны, обеспечить вооружение, пропитание и проживание личного состава, постройку, содержание и ремонт машин, кораблей (что со стороны правительства не всегда финансировалось), обеспечить тренировку и подготовку к сражениям и физически, и умениями, и психологически, обеспечить защиту военных баз и близлежащих территорий, которые увязаны с базами, и много других проблем. Любое из этих видов обеспечения может превратиться в битву за выживание самого флота и армии, когда до сражения с противником ещё очень далеко. Эта невидимая сторона деятельности полководцев хорошо показана в кино-повести о Ли Сунсине и тех, кто помогал ему привести флот и страну к победе над японскими захватчиками.
Внутренний разлад всегда работает на руку противнику и может привести к полному порабощению страны, если не будет кому проводить внутренние битвы, которых не видно на поле боя. Пока Ли Сунсин был на базе флота — флот был как за каменной стеной: никто не мог послать его людей куда попало на бесполезные жертвы. А когда Ли Сунсина удалось-таки убрать с должности главнокомандующего, флот остался беззащитным, словно дом, у которого ураганом сорвало крышу: снег ли, ветер ли, дождь ли — всё залетает вовнутрь без препятствий, — потому что остальные командиры прекрасно умели воевать с врагом, но не умели проводить битвы с начальством. Толковое начальство — друг, а бестолковое начальство — враг, причём враг очень серьёзный. От внешнего врага можно спрятаться; внешнего врага можно побить, и он больше не сунется. Кроме того, при виде внешнего врага, как правило, все объединяются. А от начальства и спрятаться некуда, и побить его нельзя. И люди перед гневом начальства больше склонны не объединяться, а смиряться. Очень трудно воевать с таким врагом. Более трудные сражения бывают только с самим собой.
Ли Сунсин совершал свои подвиги не в одиночку. Солдаты и командиры флота, солдаты и командиры сухопутной армии, ополченцы и мирные крестьяне, министры (думающие), король (в разумном настроении), китайские союзные войска (когда хотели воевать) и многие другие — все они были создателями победы. Ли Сунсин ничего не смог бы сделать без них, так же как и они ничего не смогли бы сделать без Ли Сунсина. В этой дораме всем им высказана благодарность. Но об одном человеке нужно сказать особо.
При дворе короля был Рю Сонрён — министр, который так же воевал за страну среди дворцовых интриг, и победы ему доставались тяжело. Не было бы Рю Сонрёна — не было бы и Ли Сунсина. Именно Рю Сонрён пробился с его кандидатурой на должность главнокомандующего флотом, и защищал и поддерживал его на политическом плане, как мог. Все остальные политические защитники Ли Сунсина следовали за Рю Сонрёном. А когда влияние Рю Сонрёна при дворе ослабло, и он остался «гласом вопиющего в пустыне», тогда враги смогли погубить и Ли Сунсина.
Дорама «Бессмертный флотоводец Ли Сунсин» не только о деятельности и битвах великого флотоводца, но и о деятельности и битвах министра Рю Сонрёна: один без другого не мог бы ничего сделать.
Практически во всех исторических дорамах присутствует дворец, король, министры (советники). Но чаще всего основное внимание уделяется только одной стороне их деятельности — взаимоотношениям короля, членов королевской семьи и членов королевского совета между собой, их борьбе за власть и борьбе за выживание, а государственные дела остаются на втором плане. Редко в каких дорамах уделяется значительное внимание тому, ради чего дворец, король и министры существуют — их работе, их деятельности на благо или во вред стране. "Бессмертный Ли Сунсин" — одна из этих редких дорам.
Если попытаться обрисовать всю дораму одним словом, то это слово будет — пламя. Такая же мощная и яркая, такая же согревающая и придающая жизненной силы, такая же жёстко обжигающая до острой боли, и такая же внутренне чистая.
Если вам кажется, что 104 серии — это длинно, посмотрите только первые 5-10. А там — одно из двух: либо дорама совсем "пройдёт мимо сердца", либо ваша душа не будет знать покоя, пока вы не посмотрите всю сотню серий от начала до конца, а когда дорама закончится — почувствуете, что она была очень короткой. Распахивается окно в целый мир — и зритель погружается в этот мир с головой, перед его глазами проходит целая жизнь — и он проживает её вместе с героями дорамы. Широкая панорама мирной жизни и военного времени, ярко и ёмко показанные типичнейшие жизненные ситуации и психологические закономерности. Действующие лица самые разнообразные — военные командиры и гражданские чиновники всех рангов, солдаты и крестьяне, министры и короли, торговцы, солевары, гончары... Кому-то из них в сюжете досталось больше места и времени, кому-то меньше, но внимание и создателей, и зрителей уделено всем, даже самым эпизодическим образам. Нет схематично-плакатных портретов и жёсткого деления на чёрных и белых, все характеры прорисованы хорошо и многогранно, но при этом герои остаются героями, негодяи не перестают быть негодяями, подвиги не умаляются, хорошие дела не очерняются, ошибки не смягчаются, преступления не оправдываются. В каждом человеке показаны и достоинства, и недостатки, но это нисколько не сглаживает его правоту или вину, а скорее, наоборот, подчёркивает её.
Прежде я пыталась смотреть другие фильмы и дорамы об Имчжинской войне — но не смогла. Создатели этих фильмов так старались донести до зрителя, не знающего войны, ту истину, что война — это тяжёлая и страшная вещь, что смотреть их для меня стало просто невозможно. Они правы, когда показывают всё приближённо к реальности, но... видеть такое под силу не всякому. А знать и понимать, что такое война, должен каждый.
В дораме "Бессмертный Ли Сунсин" сцены битв и война в целом показаны достаточно неприкрашенно, но в то же время сдержанно и сокращённо. Все ужасы войны показаны ровно в той мере, чтобы зритель понял и прочувствовал, ЧТО происходило в ту эпоху, но не более того. На самом деле всё было во много раз жёстче, тяжелее и грязнее. В дораме всё гораздо чище — в хорошем смысле слова. Но это не делает её ни легкомысленной, ни радужно-идеалистической. Напротив, по окончании дорамы в голове звучит одна мысль: чтобы подобное никогда не повторилось. Это не обычная художественная трагедия, где войну и страдания нарочно стараются сделать красивыми, чтобы зритель мог вдоволь повосхищаться и попереживать. Здесь всё гораздо серьёзнее. Здесь всё, до последней детали, направлено на одну цель, как лежащая на натянутом луке стрела. Здесь показывают войну не ради того, чтоб показать только саму войну, а ради того, чтоб донести и подчеркнуть, ЗА ЧТО БОРОЛСЯ корейский народ в той войне — за Жизнь и Мир. Красота и достоинство мирного времени и ценность человеческой жизни — вот какая тема звучит явно или подспудно на протяжении всей дорамы.
"Бессмертный Ли Сунсин" — дорама, которая не только заставляет зрителя задуматься, но и направляет его мысли в нужное русло.
«Иероглиф "Му", означающий "боевые искусства", составлен из двух иероглифов - "Чи" и "Гва", которые означают "остановить копьё". Остановить копьё, остановить насилие и кровопролитие — вот что на самом деле означают боевые искусства.» (слова учителя Намгуна, 20 серия)
«Если есть способ остановить вражеское копьё, не обнажая мой меч, я должен выбрать этот путь. Но если единственный способ остановить вражеский меч — обнажить мой, я не буду колебаться.» (слова Ли Сунсина, 29 серия)
Война ради мира, смерть ради жизни. Не война ради войны и не смерть ради смерти.
Здесь нет упрощённого "рисования чёрной и белой краской". Когда показывается человек, совершивший какую-нибудь трагическую ошибку или преступление, как правило, поясняется, каким образом он дошёл до такого. Ошибка или преступление не оправдываются — просто показывается причинно-следственная связь. Показывается, как люди вполне порядочные и благонамеренные из-за амбиций и нежелания думать либо морально опускаются, либо из лучших побуждений заставляют страдать многих невинных людей. Показывается, как люди умные и опытные из-за недальновидности совершают ошибки, приводящие к трагедии. Но картина не становится безнадёжной: рядом с людьми заблуждающимися и людьми, "постепенно скатывающимися в яму", стоят люди, сумевшие прожить свою жизнь так, как должно прожить её человеку, и так же подробно показывается, как они сумели это сделать. Создатели дорамы показывают сложность жизни не для того, чтобы просто оставить разбитого зрителя в горьких размышлениях, а для того, чтобы дать ему знания и силы для будущей борьбы за достойную жизнь.
«- Я бессилен... Я не могу придумать, что мне делать. Могу ли я сделать хоть что-то, кроме как похлопать по плечу плачущего человека?.. Я не могу себя простить. Я так зол на себя за бессилие, что не могу терпеть!
- Ты наконец нашёл настоящего врага, с которым должен бороться. Сможешь ли ты сохранить эту мысль? Сможешь ли ты посмотреть на себя, прежде чем обвинить другого, неважно, где ты будешь и каковы обстоятельства? Наверное, теперь ты готов к изучению боевых искусств.»
(беседа Ли Сунсина и его учителя Намгуна (Нам Гунду), 18 серия)
Вспоминается цитата из другого фильма, всеми нами любимого:
«Каждый порядочный сыщик... да нет, просто каждый порядочный человек... должен испытывать чувство вины, когда преступнику удаётся совершить очередное чёрное дело. И это чувство вины должно давать нам новые силы для борьбы со злом. Поэтому я здесь. А вы, мой друг, рядом со мной.» (слова Шерлока Холмса из фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Охота на тигра")
Чувство вины — это следствие чувства ответственности. Есть два чувства вины: одно из них толкает человека на борьбу и даёт ему силы для этой борьбы, а другое становится простым самобичеванием без решительных изменений в душе и в жизни, то есть без полезных следствий. На Востоке умение признавать свою вину считается одной из необходимейших добродетелей порядочного человека, и оно тщательно культивируется. Но, как это обычно бывает, высокое понятие вольно или невольно переходит в менее высокое: деятельное чувство вины чаще всего заменяется простым самобичеванием. Однако у Ли Сунсина и его учителя Намгуна было именно деятельное чувство вины, потому они и были настоящими защитниками.
Продолжение — во второй рецензии.