"Кимурина" дорама, роль в которой, как я надеялась, станет для него переломной, после которой все следующие роли будут совсем другого калибра, но не случилось, а жаль...
История эта, воссозданная по дневниковым записям участника послевоенной японской антарктической экспедиции Курамоти, довольно широко известна в мире - хотя бы по голливудскому фильму "Белый плен".
Съемки проходили на Хоккайдо. Кимура - известный собачник, так что общение это ни в коем случае не было для него натужным.
Я была в команде переводчиков этой дорамы - и то, как мы работали, помню необычайно отчетливо: чего нам только не приходилось выяснять по ходу - от деталей перестройки в разоренной войной Японии военного крейсера в ледокол, способный доплыть до Южного полюса, до всех тонкостей составления собачьей упряжки - этих самых сахалинских хаски, которых в фильме, естественно, "играет" кто ни попадя, а главные герои - выжившие в той экспедиции Таро и Дзиро - чистые ньюфы.
Это было просто здорово - и невыразимо грустно...
Люди и собаки, люди и люди, люди и государство.
Что самое главное, что нам - и героям фильма - предстоит сделать?
В жизни каждого несть числа разнокалиберных экстремальных ситуаций - и главное, на мой взгляд, не то, что ты конкретно сумеешь сделать, - бывает так, что от тебя не зависит абсолютно ничего, - главное - тот выбор, который ты делаешь, - выбор, который может быть для тебя очевидным, не требующим раздумий, а может даваться с огромный трудом, попирать многие твои привычные представления и даже принципы...
Герои "Антарктиды" - первые зимовщики - сделали верный выбор, им удалось больше, чем можно было бы ожидать, - им удалось стать командой, а не просто группой однажды сведённых судьбой людей.
Страшна для меня тут даже не участь собак - рискую быть закидана каменьями, сама рыдала почти в голос, но собаки все-таки не люди (хотя есть такое мнение, что все домашние животные непременно были в прошлой жизни людьми), я имею в виду, что морально-нравственное рефлексирование им не свойственно...
Страшно для меня то, как они, и прежде всего Курамоти, - сумели жить с этой виной дальше - поистине без вины виноватые, выставленные на всеобщее порицание, страшнее которого многократно собственные неумолчные угрызения... Выбор они сделали верный в своих душах - и теперь должны за него заплатить. Право на такой выбор никогда не даётся бесплатно.
Говорят, хороший человек - не профессия. Болтовня. Это безвольный, бесхребетный псевдохороший человек - ни рыба ни мясо - не профессия. А хороший человек просто по определению не может не гореть - и нередко сгорает дотла.
Вот такое кино.
А дальше - жёсткий спойлер.
После десятой серии я даже заболела – хотя, может, просто простудилась. Но я как-то совсем не ожидала, что это будет так.
Знаете – оставаться один на один с вмерзшими в лед твоими друзьями – и выдергивать одну за одной таблички с их именами, следуя по цепи – как по крестному пути… Это такая Голгофа… Это вселенское одиночество поистине. Оставаться вот так с умершими в том числе и по твоей вине и надеявшимися на тебя, вверившими тебе свою жизнь, - и быть абсолютно – до бездонных глубин отчаяния – бессильным…
И Рики, Рики – какая-то абсолютно прямая ассоциация с Белым Бимом Троепольского: «Снежинка упала на его нос – и не растаяла»…
И вот я вычитывала эти сабы и буквально обливалась слезами - ни до, ни после ничего подобного со мной не было под впечатлением от художественного произведения - "я ослеп от слез" ремарковское в финале "Трех товарищей" - то самое.
Как-то на заре туманной юности я поехала в Питер - на Новый год к друзьям. Утром первого января мы пошли на Пискаревское кладбище. Это может показаться просто невообразимым, но нам это диким тогда вовсе не казалось.
Там было практически пусто – и очень снежно и холодно - и горе свалилось на меня во всей своей неотвратимости – до сих пор не понимаю, чего еще я могла ожидать от того посещения. Но правду говорят – судьба находит самые непостижимые пути для своих уроков. Кэдзимэ - это во многом новогодний рубеж, но что я тогда понимала...
Так вот, ощущение от просмотра десятой серии у меня было абсолютно сродни тому чувству – бессильному, горчайшему одиночеству… Как они все – и мудрый Сирасаки - выдали Курамоти этот жребий – в антарктическом одиночестве отдать последний долг тем, кого ты приручил и за кого навек в ответе…
Ни один человек после этого никогда не сможет остаться прежним – тот, кому не дано, просто не ступит на этот путь изначально. И слово кэдзимэ – высший моральный долг – в этой серии вообще не применялось – ни самим Курамоти, ни по отношению к нему. Потому что всё ясно без всяких пояснений.
И вот такое появилось у меня белое - как антарктические просторы - стихотворение по этому случаю...
…Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.
Борис Слуцкий. Лошади в океане
АНТАРКТИДА
Сахалинские хаски – такие собаки,
ездовые, красивые, чуточку дикие,
в Антарктиде оставлены, не позабыты,
так судьба распорядилась – такая планида.
На цепях оставляли – совсем ненадолго
и недельным пайком утишали тревогу…
Самурайское кэдзимэ – преодоленье
своего рубежа – обязательно с честью.
У собак получилось, а значит – свободны.
(Говорят, животиной домашней родиться
выпадает лишь тем, кто прожил человеком
век короткий иль длинный – и не расплатился,
выпадавшие кэдзимэ долгом оставил.
И заплатят долги бессловесные твари,
что не помнят, бедняги, былых прегрешений, –
заработают право душе заплутавшей
человеком вернуться на эту планету.)
Сахалинские хаски оставлены были
на земле, где живут отступившие боги, –
в вековечном покое космической стужи,
среди айсбергов белых и синих торосов.
Самурайские хаски своей доли не знали –
как не знали, что кэдзимэ – выбор и воля…
По скрижалям полярных сияний читали
основные законы великой Вселенной.
Не жалейте, не плачьте – они заплатили
Этот выпавший долг – заплатили достойно…
….Мы живем, мы бежим, и не можем проснуться,
вечный выбор всегда предстоит на пороге…
25.12.2011