Я ждал годы,
когда моя жизнь изменится,
но сейчас я знаю,
что это она ждала,
когда изменюсь я.
Эта мудрая цитата неизвестного мне автора могла бы стать очень точным эпиграфом к дораме "Операция "Любовь". Хотя правильнее было бы перевести её название с корейского как "Большая спецоперация "Предложение руки и сердца". Ведь любовь у главных героев уже была, а вот попытки признаться в любви, вместе пойти под венец и стать настоящей парой на всю жизнь вылились в целую спецоперацию чрезвычайной сложности… Потому что для того, чтобы такое объединение стало возможным, им нужно было преодолеть самое сложное препятствие: изменить себя.
"Большая спецоперация "Предложение руки и сердца" — это, по сути, не фантастика и не романтическая комедия. И то, и другое присутствует в ней только как дополнительные краски сюжета — необходимые для передачи основной мысли, но отнюдь не главные. Главное здесь — очень жизненная и очень мудрая повесть о любви и об изменении своей судьбы через изменение самих себя. Потому атмосфера у дорамы совсем не фантастическая и не сказочная, а насквозь реалистичная, житейски-повседневная. Сам фантастический стержень всего сюжета воспринимается как нечто совершенно естественное: ну, переместился ты во времени, с кем не бывает, какая разница… ведь после этого момента жизнь всё равно идёт по своим природным законам, которые никто не в силах отменить, и не от волшебства, а только от тебя самого зависит, какой она будет, эта жизнь.
В сущности, эта дорама — не для любителей бурных приключений и розово-воздушной романтики. Она — собрание тонких психологических наблюдений и глубоких размышлений о жизни с мудрым и доброжелательным взглядом на людей. Если смотреть на неё именно с такой точки зрения, то можно в полной мере оценить и прочувствовать всё напряжённое и непредсказуемое течение сюжета, его гармоничность и насыщенность, где нет ни одной лишней сцены, ни одной лишней фразы, где каждая деталь ярка и жизненна, каждая важна для цельной картины и служит общим идеям. Это один из трёх лучших сценариев урожайного на хорошие дорамы 2012 года.
Герои дорамы — ряд ярких и интересных портретов-типажей. Среди них нет ни одного плохого человека, все — люди хорошие. Только где-то на третьем плане попадаются эгоисты, но и они — не законченные злодеи. И все эти хорошие люди шаг за шагом, пробуя, спотыкаясь, набивая шишки, учатся понимать себя, понимать друг друга и изменяют свою неудачно сложившуюся жизнь в лучшую сторону, изменяясь сами.
Не трудно начать с чистого листа.
Трудно изменить почерк.
Кан Пэк Хо, главный герой. Тот, кто в отчаянии от складывающейся судьбы, которую, казалось, не в силах был изменить, схватился за предложение волшебника — дирижёра времени, как за спасательный круг, и решил начать жизнь с чистого листа. Раз за разом, упорно и настойчиво, то отчаиваясь, то вновь загораясь надеждой, он писал по-новому историю своей жизни. Возвращаясь в своё прошлое, он, умудрённый опытом будущего, пытался сделать всё так, чтобы не было ошибок и сожалений. Но чтобы изменить свою жизнь, нужно изменить себя… Если ты сам останешься прежним, то попытка переделать заново свою жизнь может дать гораздо меньший результат, чем ты ожидал, может совсем не дать результатов, а то и получиться хуже, чем вышло в первый раз… Если ты сам не изменишься.
Вновь и вновь переписывая свою жизнь в прошлом, Кан Пэк Хо так и не смог написать на листе настоящего времени то, что ему так хотелось на нём увидеть… Но своим упорным и самоотверженным трудом он смог сделать главное: он изменил свой почерк. Он изменился сам. И благодаря этому на странице настоящего времени исчезла точка, подводящая итог всему предыдущему и лишающая надежды на будущее. Открылись двери для дальнейшего пути, в котором счастье возможно, в котором можно будет написать всё так, как надо, превратить свою прозой написанную жизнь в прекрасное стихотворение! Потому что почерк уже другой.
Хам И Сыль, главная героиня, подруга детства и единственная любовь всей жизни Кан Пэк Хо. У неё красивое имя: по-корейски "исыль" означает "роса". Что-то прозрачное, чистое, прекрасное и хрупкое, которое легко и незаметно может испариться и исчезнуть, если ты опоздаешь на встречу к нему…
Она осознала свои чувства к Пэк Хо гораздо раньше, чем он осознал свои чувства к ней. И пыталась признаться ему в любви — тихо, робко, ненавязчиво… Как женщина, существо чуткое, она смутно ощущала, что что-то мешает им стать парой, что на данный момент их счастье невозможно. Она интуитивно понимала, что что-то в них самих не так, что что-то должно измениться, но не могла чётко понять и сформулировать, что же именно не так и что должно измениться. Она делала шаг навстречу… и останавливалась, наткнувшись на интуитивное ощущение, что всё неправильно и что так ничего хорошего не выйдет. Не зная, что предпринять, она ждала изменений от него, своего любимого. Она требовала, чтобы он стал другим, — и была совершенно права.
Одного она не понимала: что стать другими надо им обоим, что измениться необходимо и ей самой. Она осознала это только тогда, когда он, огромным трудом изменив свой почерк, расплатившись за это потерей памяти обо всём прошлом и лишившись возможности вновь возвращаться в это прошлое, начал их жизнь с совершенно чистого листа изменившегося настоящего времени, с листа, на котором теперь можно было написать всё, что угодно. И теперь уже она стала шаг за шагом упорно добиваться его, теперь уже она стала менять свой почерк.
Если сама дорама — это сплав фантастики и реализма, то её заключительные кадры — это сплав счастливого конца и открытого финала. У главных героев впереди ещё долгий путь, но уже нет сомнений, что этот путь будет счастливым, что однажды они обязательно пойдут под венец и сделают всё, чтобы на всю жизнь сохранить свою любовь.
На этих событиях сюжет дорамы строится, но ими он не ограничивается. Борясь за свою любовь, Кан Пэк Хо изменял не только свою судьбу и не только судьбу своей любимой. Люди связаны друг с другом, воздействуют друг на друга, и судьба одного человека не может быть оторвана от судеб окружающих людей, в особенности — его близких. Это очень хорошо показано в дораме. Жизнь Кан Пэк Хо влияла на жизни всех его друзей, его душевный настрой незаметно воздействовал на их душевный настрой. Он был вдохновителем и камертоном для них, хотя ни он, ни они этого поначалу не сознавали. Когда у Пэк Хо вся жизнь шла наперекосяк, у его друзей тоже ничего не клеилось. А когда он добивался чего-то в жизни и ещё на один шаг приближался к И Сыль, то и его друзья в своей жизни тоже добивались чего-то хорошего и приближались к своему счастью. Глядя на трудную любовь Пэк Хо и И Сыль и помогая ему, друзья что-то начинали лучше понимать в своей жизни. Видя, что у этих двух друзей-влюблённых что-то получается, невольно проникались вдохновением, а наблюдая, как они разочаровываются и опускают руки, тоже падали духом. Сам же Пэк Хо, ещё не научившись толком строить свою жизнь, уже требовательно учил друзей не повторять его ошибок…
Таким образом, борьба главного героя за свою любовь оказалась не просто борьбой за своё личное счастье, а настраиванием на более разумный и хороший лад жизней всех связанных с ним людей. Причём и на любовно-семейном, и на профессиональном плане одновременно: умение хорошо выстраивать свою жизнь проявляется везде. Его друзья учились менять свой почерк вместе с ним. И они все вместе вошли в отворившиеся двери светлого будущего, которое ещё строить и строить, но которое уже сияет счастьем впереди…
Квон Чжин Вон, тренер бейсбольной команды. Тот, к кому попыталась уйти Хам И Сыль, потеряв надежду на изменение в лучшую сторону Кан Пэк Хо. Тот, кому досталось оказаться в самом остром, самом болезненном углу любовного треугольника. И кто очень достойно прошёл этот нелёгкий путь.
Удивительный человек — женщина: чтобы перевоспитать одного, она может уйти к другому… Эх, а каково этому другому быть в подобной роли? Однако И Сыль не была с Чжин Воном жестока, она не использовала его, как средство. Он действительно был для неё очень близким и родным человеком, просто не настолько близким и родным, как Кан Пэк Хо. И когда с самым близким Кан Пэк Хо её постигло разочарование, она ушла залечивать свою душу к тому, возле кого всегда было тепло, кто был ей дорог и кому она была дорога.
"Ох, нелегко на белом свете свою судьбу, любовь найти… Ещё труднее остаться третьим на долгом жизненном пути." (так поётся в одной русской песне). Очень хорошо показано в дораме, какая роль была у Квон Чжин Вона в любви Кан Пэк Хо и Хам И Сыль. Он — не "третий лишний", не злодей-разлучник, не соперник в борьбе, не жертва, не неудачник… Он — их общий тренер, их учитель. Он — тот, без кого не было бы ничего: всё текло бы по прежней колее, Кан Пэк Хо и Хам И Сыль не изменились бы, и их отношения не изменились бы. Тренер Чжин Вон был им нужен. Но и они были ему нужны. Он сам также понял что-то новое для себя, стал лучше, чем был, и изменил свою жизнь к лучшему благодаря И Сыль. Очень хороший человек. Хотелось бы, чтобы он был счастлив...
Волшебник. Точнее, дирижёр времени. Очень интересный образ, в котором есть что-то от европейских, а что-то от корейских волшебников и духов из народных сказок, легенд и преданий, но с виду — обычный человек в современном костюме. Личность таинственная, чьи секреты раскрываются по ходу дорамы весьма постепенно, порой он кажется очень загадочным и даже немного странным, но в конце всё становится на свои места (подробнее рассказывать не буду). Не вольный художник, вытворяющий своей волшебной силой что захочется, а человек на службе, которому доверено ответственное дело управления временем, и который должен подчиняться определённым законам, основанным на природе времени и судьбы. Он посочувствовал главному герою и решился применить свои ограниченные возможности на помощь ему, — настолько, насколько есть у дирижёра времени возможность и право. Очень хороший человек, тёплый и обаятельный, он стал для главного героя не только дарителем-покровителем, но и моральной поддержкой в трудную минуту, и добрым, порою строгим, но всегда справедливым учителем.
Я ждал годы,
когда моя жизнь изменится,
но сейчас я знаю,
что это она ждала,
когда изменюсь я.
"Большая спецоперация "Предложение руки и сердца"" — это настоящая классика жанра "перемещение во времени". В ней перебрано столько ситуаций, столько возможных вариантов и конструкций событий, и продуманы и показаны они так качественно, что, наверное, очень трудно снять после неё на тему "перемещение ради своей любви в прошлое в пределах одной жизни" что-то совершенно новенькое.
Конечно, дорама не лёгкая: комедийные эпизоды сконцентрированы в основном в начале, затем чем дальше, тем больше драмы, под конец — настоящая трагедия, а затем, когда надежда на что-то хорошее уже потеряна — неожиданно счастливое и благополучное разрешение всего. Во всех отношениях отличный конец. Переживаешь всё вместе с героями, вместе с ними мучишься и радуешься. Не люблю, когда много плачут, но здесь нет лишних слёз и трагедий, нарочно притянутых за уши и втиснутых в сюжет "для перцу", — здесь всё, как в жизни. Просто изменение себя — дело очень трудное.
Хотелось бы сказать спасибо всем, кто работал над этой прекрасной дорамой.
Изначально японскую историю преобразила на корейский лад, углубила и расцветила новыми красками сценаристка Юн Чжи Рён (윤지련) — автор сценария знаменитой дорамы "Цветочки после ягодок" / "Парни краше цветов" 2009 года (которая, кстати, тоже — корейская вариация японской истории).
Превратил сценарий во впечатляющую, живую дораму с очень душевной атмосферой режиссёр Ким У Сон (김우선).
Главного героя Кан Пэк Хо незабываемо сыграл талантливый, сильный и вдумчивый актёр Ю Сын Хо. У него ещё в детстве были интересные и яркие роли. Он поистине прожил жизнь своего героя. И ведь сколько раз за время дорамы он повторял одно и то же волшебное заклинание: "Вернуться! Исправить! Изменить! И Сыль-а-а-а!!!" — но всякий раз он делал это по-разному — с надеждой, с упорством, с отчаянием, с огромным спектром чувств, — и я всякий раз по-новому переживала за него…
Главной героиней Хам И Сыль была обаятельная красавица-актриса Пак Ын Бин. Когда смотришь на такую главную героиню — не удивляешься, почему главный герой так беззаветно к ней привязан. В других ролях я её пока не видела, но она, как и Ю Сын Хо — актриса с детства.
Актёр Ли Хён Чжин (이현진) — суровый тренер и тёплый человек Квон Чжин Вон.
Актёр Ким Тэ Хун (김태훈) — добрый и заботливый, сильный и обаятельный волшебник.
Актриса Ким Е Вон (김예원) — жизнерадостная и яркая, с характером, несколько легкомысленная Ю Чхэ Ри.
Актёр Пак Ён Со (박영서) — симпатичный и смешной, верный своей любимой, скромный и самоотверженный до абсурда Чжу Тхэ Нам.
Актёр Ко Гён Пё (고경표) — высокий, добродушный и сочувственный Сон Чхан Ук.
Актриса Пак Чжин Чжу (박진주) — маленькая, робкая, стеснительная Чжо Чжин Чжу, оказавшаяся, под стать своему имени, настоящей жемчужинкой, спрятанной в ракушке.
Ким Е Вон хорошо запомнилась ещё раньше в дораме "Красавчики из лапшичной". Но тут она вообще красавица! Остальных я впервые встретила в здесь, в "Большой спецоперации", и все очень впечатлили и понравились!
Вообще актёрский состав в этой дораме прекрасный! Из актёров второго и третьего плана особо приятно было снова увидеть круглолицего Ли Ду Иля (이두일) и забавного Ли Даль Хёна (이달형). Ли Ду Иль мне запомнился по своей роли чосонского солдата Ма Ёнгапа в дораме "Бессмертный флотоводец Ли Сунсин". А здесь он играет хозяина той уютной кафешки, в которой собирались дружеским кружком главные герои. Оказывается, он умеет петь, и у него красивый голос! А у Ли Даль Хёна была яркая роль воина, шпиона и командира по имени Со Цзитоу в дораме "Тэ Чжоён". Здесь он — школьный учитель, который пытается приводить к дисциплине и порядку свою ораву учеников. Когда он сказал: "...а меня ученики зовут — широколобый комик", было так жалко его…
Над красивой и романтичной музыкой дорамы работали:
Музыкальный руководитель Ли Хэ Чжун (이해준)
Композитор и аранжировщик Икхыгобук (이크거북 / Leekeugeobook) и студия Си-Эс Мючжикэн (CS뮤직앤 / CSMUSIC&).
Дирижёр Нам Хе Сын (남혜승)
И другие музыканты. За что большая им всем благодарность!
Спасибо за прекрасный перевод фансаб-группе "Альянс"!