Оцените отзыв
Фильм режиссера Йодзиро Такита «Ушедшие» высоко оценен на мировых кинопоказах. Даже «Оскар» не обошел его стороной. У него достаточно высокий рейтинг и на нашем ресурсе. Но вот просмотров маловато. Понятно почему. Пугает непростая тема смерти. Не принято много говорить о ней и не хочется лишний раз тревожить себя грустными раздумьями. (Это фильм не для отдыха.) Да и много ли вспомнится произведений литературы ли, кинематографа ли, где тема ухода из жизни, в самом обыденном понимании, становится главной? Если только не в толстовско-философском или мистическо-религиозном контексте. И это немного странно хотя бы потому, что каждый, без исключения, рано или поздно, но неминуемо столкнется с этой стороной жизни.
Режиссер бесстрашно взялся за эту непростую тему и преподнес ее в эстетическом обрамлении. Фильм получился вдумчивым, сдержанным и красивым. Автор смог убедить зрителя, что мало ценимая, а порой и презираемая в обществе, и на востоке, и тем более на западе, работа ритуальщика достойна уважения. Особенно если ритуал «положения во гроб» выполняется мастером, доводящим это искусство до совершенства.
Главный герой фильма Мика в начале скрывает от близких, чем он занимается в загадочном «Агентстве НК», куда он попадает по недоразумению в поисках работы. И когда от него отворачивается друг и уходит жена, он уже готов бросить эту работу. Ну, действительно, чем тут гордиться. Но под влиянием своего начальника, его откровенной исповеди, Мика понимает, что не может малодушно бежать. Родственникам, провожающим в последний путь своего близкого, далеко не безразлично, как будут обращаться с телом дорогого человека, как подготовят и помогут покойному перейти в иной свет. Оказывается, ритуал, который проводит Мика, испокон веков считался одним из самых важных во всех религиозных конфессиях. Совершенствуясь в мастерстве провожающего, Мика неожиданно для себя начинает испытывать удовлетворение от работы. И вскоре заслуживает уважение окружающих и поднимает в их глазах авторитет и значимость своей службы.
Кроме главных героев в фильме множество "уходящих". И каждый "уходящий" - это целая жизнь. Иногда одинокая и заброшенная. Иногда, наоборот, окруженная любящими людьми. Порой непонятая и осуждаемая. Иногда трагичная или драматичная. Зачастую тихая и незаметная, пока смерть не вторгнется и не заставит иными глазами посмотреть на человека, который жил рядом, а все так мало о нем знали. О каждой истории жизни, с которой сталкивается главный герой, можно написать маленькую новеллу. Поэтому фильм становится ёмким и наполненным.
Но не стоит думать, что фильм только о работе ритуального агентства. В азиатских фильмах, я уже в этом убедилась, не бывает плоских одноплановых сюжетов. Они многослойны и голографичны.
Режиссер приглашает к размышлению о том, что смерть заставляет понять многое об уходящих и простить им то, что при жизни ну никак простить не удается. Нам предлагают подумать о ценности отношений между людьми. Об умении встать выше многолетних обид из-за предательства родственников, не дожидаясь, пока смерть не подтолкнет нас к прощению. Пересмотреть свои ценности, поделив их на мнимые и истинные. Вместе с главным героем начинаешь понимать: чтобы поднять самоуважение, надо прежде сломать свои стереотипы, преодолеть предрассудки. Проделать серьезную внутреннюю работу. И тогда, даже занимаясь «непрестижной деятельностью», можно чувствовать себя свободным и одухотворенным. И можно снова взять в свои «оскверненные» руки забытую виолончель и играть не для зрителей, а для себя. Потому что свободен, потому что душа поет.
Дата публикации: 01.06.19