Я проснулся с сонными глазами, —
А меня встретил огромный мир за окном.
Кто-то в дверь моего сердца постучал -
Так вот оно, то, что я искал!
Ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла-ра-ра!
Однажды я навёл порядок в своей комнате!
Ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла-ра-ра!
Однажды я навёл порядок в своей душе!
Эта тёплая, добрая и милая дорама — не просто романтическая комедия в самом чистом виде. Она, можно сказать, высокий пример и образец в своём жанре. Её немало критиковали зрители, называя сюжет слишком типичным… и не заметили её оригинальности.
"Навести порядок вокруг себя, навести порядок в своей душе!" - песенка-девиз дорамки "Начни с горячей уборки!" (так правильно переводится её название с корейского), у нас известной под именем "Уборка со страстью". Она действительно наводит порядок в душе: если настроение упало, она его поднимет, встряхнёт, умоет, почистит и развесит на солнышке. Добрая и весёлая, милая и романтичная, и очень… настоящая, естественная. И почему так? Может быть, потому, что сценарий хорошо написан: пусть общий каркас сюжета вполне традиционен, а ситуация в целом сказочно редкая, но в нём много таких деталей, которые делают дораму жизненной, реалистичной. Или может быть, потому, что все актёры играют от души — прочувствованно, слаженно и дружно. Очень тёплая актёрская компашка сложилась в этой дорамке! На них приятно и интересно смотреть.
В "Уборке" есть одна очень смешная сцена, которую можно назвать символом всей дорамы. Во дворе дома четверо парней передрались, каждый ухватил за ухо одного противника и потащил, и они все четверо с воплями закружились таким себе дерущимся хороводом. А в это время из ближайшего туннеля-горки вылезли дети, увидели эту драку и поняли всё по-своему: "Давайте мы тоже будем вместе играть!" - и с радостными криками закружились в настоящем весёлом хороводе. Самое смешное в этом то, что дети-то оказались гораздо умнее взрослых! Просто потому, что взрослые глупости не пришли им в голову. И это радует. И хотелось бы надеяться, что такие глупости не придут им в голову и впредь...
Так же и эта дорама, и три её главных героя: они выросли, но остались немного детьми в самом лучшем смысле, они не засорили себе головы взрослыми предрассудками, извращениями, глупостями, и выстраивают вокруг себя свой светлый и чистый мир. Так же, как эти дети, они не повторяли взрослые глупости окружающих, даже когда видели их, а жили по-своему. Так же, как дети, они многого не понимали во взрослой жизни и потому порой попадали под удар. И так же, как у этих детей, их счастье было хрупким и беззащитным. Им всем просто очень повезло (видно, заработали хорошую карму в прошлой жизни), что они встретили именно друг друга, а не кого-то зловредного, и что взрослые вокруг них оказались не жестокими, а просто немного ненормальными — на свой взрослый лад.
И это самое главное, что нравится в этой истории: её главные герои — на редкость нормальные люди, и отношения между ними совершенно здоровые! Вместе они составили очень гармоничную троицу:
Юн Гюн Сан / Чан Сон Гёль — солидно-престижный, но в то же время нелепый и неуклюжий, диковато шарахающийся ото всех и порой "очень больно пинающийся", но по сути своей безобидный и ранимый, простодушный и трогательный "медвежонок", шаг за шагом постепенно превращающийся в настоящего мужчину — преданного, упорного, ответственного, стойкого, терпеливого и внимательного.
Ким Ю Чжон / Гиль О Соль — смешная и очень красивая, милая и очаровательная, дерзкая и ласковая, своенравная и послушная, сильная и уязвимая, невезучая и счастливая. И главное — очень любящая, верная и преданная. Настоящий щеночек — со всех сторон, точь-в-точь. Который может играючи порвать тапочки, может невзначай разбить чашку, но будет храбро лаять на самого страшного врага, чтобы защитить своего человека. А если ситуация станет слишком тяжёлой… то она смирится с любым несчастьем и отдаст самое дорогое, чтобы отвести беду от своих родных. Преданность у неё поистине собачья, в самом лучшем, ПОЧЁТНОМ смысле слова.
Сон Чжэ Рим / Чхве Ин Хо — как кот, красивый, солидный и очень-очень милый одновременно, который большую часть времени молча наблюдает окружающее и размышляет о жизни с непроницаемым видом, постоянно "гуляет сам по себе" и порой ведёт себя довольно-таки нахально, но именно он, как никто другой, умеет утешить человека. И в каждый дом, где появляется, он приносит что-то хорошее, стараясь помочь людям найти душевный покой и научиться жить дружно.
Вообще-то эти нормальные люди — не очень нормальные. Главный герой — помешанный на чистоте, мизофоб (из-за психологических травм в детстве). Главная героиня — отчаянная неряха и грязнуля (и тоже стала такой не от хорошей жизни). Второй главный герой (не третий лишний, а третий незаменимый) — хотя на самом деле одарённый врач-психиатр, но с виду тоже изрядный чудак, который частенько разговаривает со своими разнообразными ненормальными подопечными на ненормальном языке по методу "клин клином вышибают". Да, все три главных героя — ненормальные, но они нормальные ненормальные. Потому что они здоровы в самом главном: они честные, добрые и друг к другу внимательные.
Конечно, отношения между главным героем и главной героиней идут не легко и гладко: они устраивают друг другу "коники", им трудно преодолеть разницу в восприятии мира, в привычках и в характерах, порой они даже причиняют друг другу боль совершенно по-глупому… Но они это делают из-за нормальных человеческих причин: из-за своих характеров, из-за своих психологических проблем, из-за старых страхов и давних тяжёлых воспоминаний. И ни разу они не обижали друг друга из-за самой нелепой причины: разницы в общественном статусе.
Все три главных героя ни разу за всю дораму не придали значения своим общественным статусам. И именно это превращает "Уборку со страстью" из типичной миленькой романтической комедии в редчайшее исключение, совершенно ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩЕЕ. Потому что во всех остальных дорамах каким бы ни был сын богатых родителей — хоть вредным и заносчивым хулиганом, хоть скромным и доброжелательным интеллигентом, хоть замкнутым, хоть общительным, каким угодно — он не забывает о своём "высоком положении". Он настолько привык к нему, пропитался им, что просто не может в полной мере отрешиться и забыть об этом. Даже если он не "плывёт такой… сверхценный весь"*, а старается приблизиться к простому народу с искренним интересом и желанием на какое-то время отрешится от своей обычной жизни, нырнуть с головой в другой мир — всё равно он прекрасно помнит, что он и всё его семейство "от народа далеки, как Австралия от Вятки, как пожатие руки от почёсыванья пятки"*, и так далее… Принятые в обществе и подкреплённые государственной системой понятия о том, кто выше, кто ниже, что допустимо, а что недопустимо, накладывают свою печать на каждого члена общества, даже на самого взбунтовавшегося и своенравного. Потому и во всех дорамах, даже в самых романтично-идеалистических, это тоже неизбежно присутствует… Но только не здесь!
Ведь они все трое — люди разных общественных слоёв, разных рангов. Один — из богачей, бизнесменов, владелец небольшой компании и наследник могучей корпорации (впрочем, её он наследовать совершенно не хочет). Другой — из самого "элитного" класса интеллигенции, дипломированный врач с прекрасным образованием, заслуживший своим талантом и трудом научное звание, уважение коллег и известность в своей области (впрочем, от известности он старательно прячется). А третья — простая уборщица, дочь бедной семьи, трудящаяся до упаду, но всё равно невезучая (впрочем, она не теряет из-за этого самоуважения). Однако никто из них троих ни разу даже не подумал о том, кто из них выше по рангу, кто ниже, кто кому почтительность оказывать должен… Они общаются между собой просто, по‑человечески, без всяких лишних мыслей. Один — потому что его волнуют не деньги, а микробы: люди для него делятся не на бедных и богатых, а на чистых и грязных, вне зависимости от статуса. Вторая — просто потому, что у неё такой характер, достаточно независимый и слегка бунтарский: для неё все люди — просто люди. А третий — вообще психиатр по призванию и смотрит на всех людей, как врач: для него мир делится на тех, кто уже нуждается в его помощи, и на тех, кто пока и сам справляется неплохо; перед лицом болезни и перед лекарем все люди равны! Милое дело — наблюдать, как общаются друг с другом эти трое. Оазис нормальности!
И в первую очередь, конечно, это заслуга главного героя, чистюли Чан Сон Гёля. Как у "старшего по званию" в этой троице, у него были наибольшие основания задирать нос, а он этого не делал. У него был свой собственный бдзик в голове, и на все остальные бдзики, общепринятые у серьёзных взрослых людей, у него уже просто сил не хватало. Так часто бывает: когда человек переживает из-за какой-то одной важнейшей проблемы, то все остальные проблемы в его глазах отходят на второй, на третий, на десятый план… А проблема перед главным героем стояла глобального значения: отсутствие в мире стерильности и повсеместное присутствие грязи в неизмеримом количестве! Богатство позволило ему обеспечить желаемый уровень чистоты на маленьком клочке вокруг себя, но этого ему показалось мало, и он взялся за благородное дело преображения окружающего мира, создав небольшую клининговую компанию — проще говоря, компанию по чистке и уборке. И со всей силой убеждения, исходящего из его болезненной грязебоязни, стал поднимать престиж своей компании в частности и всего дела уборки в целом, стараясь превратить профессию уборщика из незаслуженно презираемой в заслуженно уважаемую, в символ новой светлой и чистой жизни, которая даётся погрязшему в грязи и хламе человеку, как подарок доброй волшебницы. Тот нелёгкий, но важный для жизни людей труд уборщика, который здоровые люди не ценили, считали само собой разумеющимся, презирали, унижали, даже плевали и вытирали ноги об него во всех смыслах… Этот труд Чан Сон Гёль ценил и уважал по достоинству. Именно он, ненормальный паникёр, восстанавливал справедливость в той области, которой нормальные люди не удосужились уделить должного внимания.
Правда, от этого огромного уважения к их работе сотрудникам Чан Сон Гёля приходилось нелегко: начальник, всё время добиваясь какого-то заоблачного идеала, гонял их, как сидоровых коз! За что ему доставались от них едкие шуточки за его спиной. Да и характер у него был — не то что не подарочек, а вообще нечто, мягко говоря, крайне загадочное и непостижимое в своей непредсказуемой многогранности. Когда ему не из-за чего психовать и нечего бояться, тогда он человек простой в обращении, ответственный, доброжелательный к людям, даже заботливый и склонный помогать кому-то просто так. Куда уж лучше-то? Но как только вновь находит очередной приступ мизофобии или перфекционизма — он разворачивается на 180 градусов: брезгливый паникёр, холодный и замкнутый, эгоистичный, жёсткий в требованиях и наказаниях, способный равнодушно пройти мимо чужой беды, и вообще "раздайся, море — треска плывёт!" С таким противоречивым человеком жить очень трудно. Его невозможно в полной мере ни любить, ни ненавидеть, ни презирать, ни уважать. Да и ему самому с таким самим собой очень тяжело жить… Но тем не менее сразу видно, что главной, настоящей была в нём именно хорошая сторона его характера, а плохая была лишь наносной коркой, болезнью.
Чан Сон Гёль был чистюлей не только внешне — он и в нравственном отношении был порядочным человеком. Так и говорил про что-то морально сомнительное: "Ненавижу грязь!". Когда он слишком перегибал палку в своей жёсткой требовательности, именно настоятельные слова о том, что так нечестно и несправедливо, могли остановить его и заставить задуматься. И даже в самом начале, когда он ещё не влюбился в главную героиню и ещё не начал меняться благодаря ей… Его ведь никак не касалось то, что на его глазах какой-то парень некрасиво поступил с какой-то девушкой, но позже он мимоходом наказал этого подлеца. Потому что ему было просто по-человечески противно смотреть на такое. А когда его машина столкнулась с мусорной тележкой, он в первую очередь испугался за упавшего водителя этой тележки и кинулся к нему, чтобы спросить, всё ли в порядке и не нужна ли медицинская помощь. И только получив успокаивающий ответ, оглянулся на свою машину и закатил великий шум по поводу того, что она теперь вся в мусорной грязи, возмущался, требовал штрафа… — проснулся страх перед грязью, который до того отключился из-за волнения по более серьёзному поводу. То есть первой проявилась здоровая реакция нормального человека, а потом уже всё остальное. Настоящий эгоист сначала поднял бы шум о машине и штрафе, а потом удосужился бы спросить, не надо ли скорую. И даже когда главная героиня довела его до обморока, он, очухавшись и увидев её виноватое лицо, не завопил, как всякий другой представитель высокого класса на его месте: "Ты!!! Букашка!!! Меня!!! Как посмела!!!", а только спросил возмущённо-жалобно-недоумевающе: "Почему я должен становиться участником твоей запутанной личной жизни и проходить через всё это, а?!" Хотя она в тот раз была по-настоящему виновата. Именно поэтому Чан Сон Гёль и вызывает и уважение, и сочувствие к себе. Болезненная боязнь грязи у человека нравственно нечистоплотного была бы отвратительна, она выглядела бы двуличием и ханжеством. А у человека порядочного она выглядит, как явление изначально хорошее, но нездорово преувеличенное, которое надо привести к "золотой середине".
Обычно человек забывает обо всех предрассудках, проблемах и неприятностях, когда перед ним стоит что-то более масштабное. Он перестаёт бояться за себя, когда для него существует что-то более важное, чем он сам. Этим чем-то более важным для Чан Сон Гёля стала его любовь. Она избавила его от страха.
Грязнуля Гиль О Соль. Внешне — его полная противоположность, а на самом деле — его родственная душа. И что интересно: именно она, грязнуля, смогла понять, принять и полюбить того, кого все нормальные люди считали просто тюкнутым, у которого на вышке неблагополучно.
Может быть, она смогла понять его именно потому, что и у неё характер — такой же пышный букет из "единства всяких противоположностей"? С посторонними людьми она — очень милая и беззащитная девушка, которую каждый может обидеть. И она же — маленький домашний тиран, который пугает и треплет брата, спортсмена-тхэквондиста с медалями, как Тузик тряпку, отцовской воле не подчиняется и вечно делает всё по-своему. Но она же — заботливая и самоотверженная дочь и сестра, которая ради душевного спокойствия любимого отца и ради счастья дорогого брата готова отдать самое дорогое, что у неё есть. Она — упорная труженица и даже бунтарская натура, которая ни в каких неприятностях не унывает, ни в какой ситуации не тушуется, и если на неё наезжают, то и она за словом в карман не полезет! Но когда обидные слова ранят её по-настоящему больно или когда в жизни её настигает настоящее несчастье, она становится совсем другой: сразу затихает, как-то холодеет, замыкается в себе, и старается уйти ото всех подальше. В такие моменты она очень похожа на Чан Сон Гёля. Недаром они родственные души — при всей внешней разнице, внутри они очень похожи! Потому и смогли понять друг друга и вывести друг друга на светлую дорогу — сперва она его, затем он её…
Второй главный герой, психиатр Чхве Ин Хо — человек, посвятивший свою жизнь помощи всем, кто нуждается в ней, и в первую очередь — ЕЙ, Гиль О Соль. Со спокойной и твёрдой самоотверженностью, тихо и без лишних слов он сделал всё, что мог, ради неё. Отставив в сторону и карьеру, и борьбу за личное счастье. Зная, что никто ему за это не вручит торжественно медаль "За спасение утопающих". Всё, что угодно, только бы она была счастлива! Счастлива с другим… не с ним. И тут ничего не поделаешь. Третий угол любовного треугольника — самый острый и самый болезненный. Но Чхве Ин Хо никогда не показывал, что творилось у него в душе.
Так же как и Чан Сон Гёль и Гиль О Соль, Чхве Ин Хо стал таким, каков он есть, не от безмятежной и благополучной жизни. У него тоже есть своё тайное прошлое. Его самоотверженность — это искупление вины, отдача долга. И то, как он разобрался в той ситуации, в которую попал много лет назад, вызывает к нему глубокое уважение. Не перекладывал вину на других, не пытался найти себе оправдания, но и не раскаивался громогласно, бия себя в грудь напоказ, а просто молча и тихо начал действовать, восстанавливая разбитое и взамен разрушенного строя новое.
***
У этой дорамы есть важная черта: весь сюжет, всё качество и всё впечатление от дорамы целиком висит на одном гвозде — на образе главного героя. Он тащит вперёд всю дораму, как тележку, а остальные, как бы хороши они ни были, могут только помогать ему, толкая сзади. Это не недостаток дорамы и не достоинство, а просто — так уж устроен сюжет, что по-другому никак. И выбор актёра на главную роль тут особо важен.
Тот актёр, которого первоначально надеялись видеть главным героем, не смог участвовать в дораме. И тогда на роль Чан Сон Гёля, юного изнеженного бизнесмена с хрупкими нервами, пригласили крепкого провинциального парня Юн Гюн Сана, который год назад великолепно сыграл простолюдина-бунтаря Хон Гиль Дона в одноимённой исторической дораме. Многие русскоязычные зрители (а может быть, и корейские тоже, не знаю) от такой неожиданности опешили и даже несколько повозмущались. Но на деле оказалось, что выбор был очень даже мудрым. Потому что талантливый и трудолюбивый Юн Гюн Сан глубоко продумал образ своего героя, все свои силы вложил в эту роль и не сыграл, а прожил её, как свою собственную жизнь. Чан Сон Гёль в начале и в конце дорамы — это словно два разных человека, они непохожи друг на друга, как гусеница и бабочка. Но это действительно один человек, и его превращение "из гусеницы в бабочку" происходит постепенно, шаг за шагом, логично и последовательно, прямо на глазах у зрителя. Юн Гюн Сан даже без слов, одним взглядом, одним движением рук умеет рассказать, что творится в душе его героя. А когда он говорит, это милое дело — вслушиваться в его выразительные интонации! В исполнении Юн Гюн Сана Чан Сон Гёль — настолько живой, настоящий, что чувствуется: он и должен быть именно таким. Этот человек, такой далёкий от обычных людей, замкнувшийся в своём стерильно-блестящем мирке, живущий по совершенно несуразным правилам и меркам, страдающий от этого сам и морочащий голову окружающим… вдруг становится понятным и близким и, несмотря на свой трудный характер, вызывает сочувствие, понимание, симпатию, а затем даже уважение и сопереживание, — и не просто "за красивые глаза", а потому что он по справедливости этого заслуживает. Под конец дорамы за Сон Гёля становится по-настоящему больно, и даже несколько тревожно за самого Юн Гюн Сана — очень уж сильно он пропускает через себя все переживания. Потому счастливый конец становится особенно долгожданным. За такую актёрскую работу надо вручать Дэсан (Гран-при по-корейски)!
Поскольку решительное преображение главного героя произошло благодаря главной героине, и она — главный двигатель всего происходящего, выбор главной актрисы тоже был решающим для дорамы. Дабы у зрителя не возникало недоумения и сомнения, как такой отчаянный чистюля, падающий в обморок от одного прикосновения к грязной тряпке, мог влюбиться в грязнулю, на роль Гиль О Соль пригласили "само ходячее очарование" — Ким Ю Чжон. Она — актриса с раннего детства, потому в 19 лет у неё уже не только прирождённый талант, но и многолетний опыт работы. Ким Ю Чжон может и печальную сцену сыграть искренне, прочувствованно и серьёзно, и устроить по-настоящему смешную комедию — весело, с озорством, совершенно не боясь выглядеть нелепо, потому что знает, что всё равно будет милой и очаровательной. И она остаётся миленькой, что бы ни делала! Не каждой актрисе так везёт с внешностью и не у каждой хватит уверенности в себе, чтобы изображать такие нелепые комедийные ситуации просто и легко, не тушуясь и не роняя себя. Как не влюбиться в такую очаровательную грязнулю!
В детстве Ким Ю Чжон нравилась всем зрителям, а сейчас не всем — просто потому, что некоторые представляли, что она вырастет другой, а она выросла такой, какой и росла. Ким Ю Чжон смогла сохранить в себе детскость в хорошем смысле слова, и это её драгоценный дар. А от неё ожидали, что она будет более солидной, взрослой, как обычно молодые актрисы. Зачем? Гиль О Соль никто не смог бы сыграть так здорово, как Ким Ю Чжон! Недаром создатели дорамы, когда Ким Ю Чжон тяжело заболела ещё до начала первых съёмок, не стали заменять её на другую актрису, хотя могли бы, а ждали, пока её вылечат. Спасибо им за это!
Сон Чжэ Рим тоже хорошо сыграл свою роль, хотя она была спокойной и ровной — не такой контрастной, как у Юн Гюн Сана, и не такой яркой, как у Ким Ю Чжон.
Дорама "Уборка со страстью" сделана по мотивам одноимённой манхвы, от которой, впрочем, в сценарии мало что осталось (по словам зрителей, читавших эту манхву). В частности, в манхве не было любовного треугольника и не было такого героя — Чхве Ин Хо, он создан сценаристкой специально для дорамы. Но если его не было, то его стоило выдумать! В этой развесёлой компании, где "здесь здоровых нет, есть недообследованные", просто необходим хоть один нормальный здоровый человек — во-первых, для того, чтоб помочь этим несчастным навести порядок в своей душе и в свей жизни, а во-вторых, для того, чтобы зрителю было на кого посмотреть, не хватаясь за голову:) А сколько смешных моментов связано с ним! Даже не хочется представлять, какой была бы дорама без Чхве Ин Хо.
Чего стоит одна только сцена, где Ин Хо, решив взяться за лечение пациента вплотную в прямом смысле слова, явился в гости к Чан Сон Гёлю, нарядный как картинка и обаятельный, как плюшевый медведь, без приглашения хозяина вошёл в квартиру, без спросу надел его любимые тапочки и ничтоже сумняшеся завалился на его любимый диван! А в ответ на совершенно естественный протест хозяина квартиры против такого самоуправства и его требование немедленно убираться вон (или хотя бы слезть с дивана) с невинными глазами заявил: "Я теперь твой друг, а с друзьями надо делиться!" Бедный Чан Сон Гёль!!! Я всё волновалась, не схватит ли его приступ от таких сильных впечатлений. Но дипломированный психиатр хорошо чуял тонкую грань между шоковой терапией и просто шоком, потому всё обошлось благополучно и даже пациенту на пользу пошло. В отличие от радикальных методов некоторых других любящих Чан Сон Гёля людей, которые об этой грани не имели понятия…
***
Я любить тебя сквозь боль
Буду так же, как и ты.
Где бы ты сейчас ни был,
Я всегда стремлюсь к тебе!
Ты любить меня сквозь боль
Будешь так же, как и я.
Не важно, где я сейчас,
Ты всегда найдёшь меня,
Любимый!
Всем, кто работал над музыкой дорамы — особенное спасибо! Красивые песни, часто звучавшие за кадром, и очень нежные инструментальные мелодии романтического настроя, идущие фоном, — они многое сделали для создания душевной, уютной, очаровательной атмосферы. Особенно понравились две главные песни — яркие, энергичные "Начни со страстной уборки!" (поёт Crying Nut) и "Притяжение" (поёт KLANG), отрывки из которых я привела здесь, в рецензии, потому что именно в них поэтически выражены две самые главные идеи дорамы: "навести порядок вокруг себя, навести порядок в своей душе" и "иметь смелость любить, несмотря на все неприятности и страдания, которые приходится преодолевать на этом пути". Хотя одна песня мужская, а другая женская, они обе принадлежат обоим главным героям. Чан Сон Гёль научился наводить порядок в своей душе благодаря Гиль О Соль, а Гиль О Соль вдохновилась наводить порядок вокруг себя благодаря Чан Сон Гёлю. Чан Сон Гёль, шаг за шагом преодолевая свою мизофобию, научился любить сквозь все страдания и жить вопреки всем страхам. А у Гиль О Соль тоже была своя боль, свой страх и своё преодоление всего этого ради любви…
Некоторые зрители были недовольны тем, что под конец дорамы светлая романтическая комедия, по давней и славной традиции корейского кино, превратилась в романтическую трагедию и невесёлое, угасшее настроение продержалось до самого хэппи-энда. Но эта часть сюжета — не простая дань традиции, в ней есть своя идея. Здесь проводится параллель между разными нездоровыми на голову — "обследованными и недообследованными". До этого этапа казалось, что мизофобия — это просто болезнь, "вывих головы", от которого страдают только Чан Сон Гёль и ему подобные несчастные, а все остальные — ну что вы, мы же нормальные здоровые люди! Ага, как же… Традиция, по которой человек несёт вину за проступки и преступления своих родственников, даже если он в них никаким боком не замешан, в Южной Корее общепринята с древнейших веков. Да и в других странах такое явление, к сожалению, тоже существует, пусть и не до такой степени. И это — не просто предрассудок, традиция… Это — своего рода психологическая заразная болезнь. И именно это хорошо показано в последних сериях дорамы.
Вся семья Гиль О Соль знает, что Чан Сон Гёль непричастен к тому, что натворил его дед, что он не работает в корпорации деда, что он не близок с дедом, и что вообще Чан Сон Гёль со всех сторон белый, пушистый и замечательный человек с самыми честными и серьёзными намерениями в отношении Гиль О Соль. Но он — внук того мерзавца, который причинил столько боли их семье! И поэтому при одном взгляде на него у всей семьи вновь встают в памяти пережитые боль и горе, словно начинает ныть старая рана. И даже она, Гиль О Соль, для которой он — единственный любимый, тоже отшатывается от него, тоже не может переступить через эту боль. Это — не предрассудок. Это — болезнь. Та же самая мизофобия, только в другой форме. Мизофобия психологическая. "Ой, он из той семьи, значит, с ним нельзя заводить близкие отношения!" — чем это отличается от поведения мизофоба? "Ой, этой тряпкой окно вытирали, она грязная, а теперь она на меня упала, а-а-а!" — и бух в обморок…
Ура Чан Сон Гёлю!!! Счастливый конец стал возможен только благодаря его любви, бесконечному терпению и упорной настойчивости. Потому что в такой ситуации, где на стороне болезни оказались традиции общества, даже Чхве Ин Хо оказался не в силах разрулить ситуацию. Утешать, поддерживать, уговаривать всех не действовать в порыве эмоций, а обдумать всё хладнокровно и разумно — вот всё, что он мог сделать. А Чан Сон Гёль, убедившись, что бунтом здесь ничего не решить, пошёл долгим и трудным путём постепенного наведения порядка — сначала в себе, потом и вокруг себя… Почёт ему и уважение!
Вся дорама от начала и до конца была светлой и простой жизнью детей, которые не обращают внимания на взрослые проблемы и взрослые заморочки. А в конце произошло столкновение между миром детей и миром взрослых. Столкновение, окончившееся аварией… И главные герои, встретившиеся после долгой разлуки — это уже не дети, а многое пережившие взрослые, которые учатся заново жить и любить вопреки всему.
В конце концов все ненормальные — и обследованные, и недообследованные — сумели навести порядок в своей душе и в своей жизни, выздоровели, помирились, и… жили они долго, дружно и счастливо!
*************
Что представляет из себя жизнь современных горожан, живущих в многоэтажных муравейниках-человейниках, в особенности небогатых жителей Сеула, чьи жилища неизвестно что больше напоминают — то ли индивидуальные квартиры, то ли общежитие, то ли просто купейный вагон? Люди, с трудом наконец-то заработав на крышу над головой, забираются в одинаковые квартирёнки типа "коробочка с дырочками", расставляют в них мебель более-менее по-своему, но всё равно не слишком выходя из определённого единообразия, и… в эти одинаковые коробочки вносят каждый свою жизнь, уникальную, неповторимую. Ровными рядами одинаковые окошки светятся в темноте, как звёзды, — и за каждым из них скрыт свой мир, со своими проблемами и своими радостями, и каждое светит своим светом. У кого жёлтым, у кого голубовато-белым, у кого занавески зелёные, у кого телевизор в темноте мигает, а у кого и вовсе гирлянда пляшет на окне — к Новому году надо готовиться заранее…
Так же и с южнокорейскими дорамами жанра "романтическая комедия" — жанра традиционного, вечноцветущего и неумирающего, многострадального и счастливого, много раз массово раскритикованного в пух и прах и всё равно по-прежнему массово горячо любимого. Некоторые традиционные общие черты сюжета и главных героев — это квартирка, в которую вселяется новая дорама. Некоторые традиционные художественные приёмы — это мебель, которую новый жилец переставляет по своему вкусу. Квартирка оклеивается новыми обоями, столы и шкафчики заполняются новыми разнообразными вещичками, которые жилец бережно привёз с собой. В старой типичной квартирке начинается новая, неповторимая жизнь.
На новоселье являются типичные гости — зрители трёх традиционных пород. Первые традиционно умиляются и проводят время с удовольствием на радость себе и хозяевам. Они — любители. Вторые традиционно кривятся и крутят носом, и вскоре гордо удаляются с таким разочарованным видом, будто не знали заранее, к кому шли в гости. Они — нелюбители. Третьи — самые загадочные: тоже традиционно кривятся и плюются, но при этом традиционно засиживаются в гостях допоздна, скучают сами, донимают хозяев и других гостей, и по славной традиции удаляются с гордым видом только тогда, когда кончится последняя серия. Все остальные гости-зрители называют третьих "мышами, грызущими кактус", но они на это название обижаются… Иногда приходят четвёртые, особо благодарные гости: они не только умиляются и приятно проводят время, но и ищут в дораме глубокий смысл, анализируют, и если этот смысл им по душе — становятся друзьями дорамы. Эти четвёртые, даже успев побывать на трёх десятках таких новоселий, всё равно воспринимают жизнь хозяев типичной квартирки как неповторимую и видят её особенный, только ей присущий свет… И рассказывают об этом другим зрителям, приглашая их увидеть в обычном необычное, в типичном — неповторимое)
Примечание. Цитаты в тексте:
1) Заглавная песня из OST дорамы: Crying Nut — "Clean With Passion For Now" ("Начни со страстной уборки!"). Перевод ФСГ "Swift", немножко мною усовершенствованный.
2) Вторая ведущая песня из OST дорамы: KLANG — "Gravity" ("Притяжение"). Перевод — ХрюноЗай из ФСГ "Альянс".
3) Отмеченные снежинкой (*) две цитаты из стихотворений Кота Изерлонского (AnnetCat) — талантливой переводчицы дорам и замечательной поэтессы. Их я применила, как крылатые выражения)