Оцените отзыв
В Корее много фильмов, в которых с любовью говорится о самых обыкновенных людях.
В фильме «Дурачок», как следует из названия, рассказывается о необычном, «другом» человеке.
Окраина Сеула, там, где пространство во времени уже давно не меняется. Зритель не раз находился в подобных местах (к примеру, в дораме «Ответ в 1988» или «Сигнал»). В похожем местечке живёт молодой человек Ли Сон Рён вместе с младшей сестрой Чжи Ин. У них традиционный корейский домик с прозрачной раздвижной входной дверью и крохотным палисадником.
Герой Ча Тэ Хёна, Сон Рён – местный дурачок, смотрящий на всех, знакомых и незнакомых, с нежной улыбкой. Он стал таким не с рождения, а из-за несчастного случая. Что-то случилось ночью с печкой, и угольные брикеты вместо тепла проводили в комнаты угарный газ, отчего папа погиб, а выживший мальчик, слишком долго пролежавший на пороге дома без сознания, повредился в уме. Память избирательно у него сохранилась, но умственно он не совсем полноценен. Есть у него особенности в поведении, навязчивые состояния, примитивная речь, заторможенность и неловкость в движениях.
Мамы в тот день в доме не было, она пришла откуда-то через несколько дней, с чемоданом в руках и увидела жуткую картину. Сестричка родилась, по-видимому, уже потом. Сделаем вывод, что мать была беременна, когда случилась трагедия. В этой роли Чон Ми Сон; ей удивительно удаётся (удавалось) играть роли матерей, по-настоящему любящих своих детей.
Сон Рён заботился, как мог, о доме, матери и сестре. Продолжал ходить в школу, пока его несправедливо не обвинили в поджоге пианино в классе. Для родителей других учеников этот инцидент стал долгожданным поводом убрать непонятного ребёнка подальше от собственных детей; и даже мама не смогла его защитить перед чёрствыми и не желающими разобраться в происшествии педагогами и директором. Вскоре она умерла из-за болезни, наказав сыну хорошо заботиться о сестрёнке: «Ты – единственное, что я могу оставить Чжи Ин».
Старший брат замечательно заботится о сестре вот уже больше десяти лет. Для него более всего в жизни важны два понятия: здоровье и болезнь. Чтобы не заболеть, сестра должна хорошо и каждый день кушать: значит, завтрак перед её дверью каждое утро – на круглом столике, с многоярусной защитой для сохранения блюда в тёплом состоянии. Чтобы сестре не нервничать, надо выполнять все её прихоти: никогда не заходить к ней в комнату, и, вообще, пореже попадаться на глаза. Чжи Ин тяготится братом-дурачком, стесняется быть с ним вместе, не смотрит в лицо, в глаза, только если с огромной неприязнью. Она красивая девушка, скоро окончит школу, к ней тянутся девочки в классе, но живёт так, как будто к её душе привязан огромный камень.
Действие фильма начинается осенью, тогда, когда в родные места из-за границы после десятилетнего отсутствия возвращается героиня Ха Чжи Вон, Чжи Хо. Она тоненькая, хрупкая, хорошенькая, в кокетливом беретике и с европейским шармом. Она немного неземная, загадочная и грустная, как ангел, который забыл, как расправляются крылья.
Встреча героев происходит на узкой улочке, герой сразу узнает свою школьную подругу, но она забыла друга детства. Смешной парень забавляет её, когда от неожиданности теряет обувь и пытается спрятаться буквально за фонарным столбом. Их встречи становятся частыми. Чжи Хо хочется заботиться о заново обретённом друге, который щедро согревает её тем теплом в отношениях между людьми, о существовании которого она забыла.
Герой весь день занят приготовлением тостов в ларьке, так он зарабатывает на жизнь себе и сестре, причём, к нему всегда выстраивается очередь, и с каждым днём его простенькие изделия становятся вкуснее. Каждый вечер, убедившись, что младшая сестра пришла домой из школы, Сон Рён идёт к дому Чжи Хо, чтобы увидеть её, и, если повезёт, встретиться, погулять и поговорить.
В фильме есть несколько важных героев, несколько перекрёстных сюжетных линий. Они по-разному переплетаются с линией главных героев и между собой, необходимы для продвижения основного сюжета, но в этом пересказе без них легко можно обойтись.
Посередине фильма я почувствовала, что трагедии будет не избежать, когда в воспоминаниях главных героев промелькнул давний рождественский праздник в школе, на котором единственный, кто не мог присутствовать, был Сон Рён. Он, всматриваясь и улыбаясь, неподвижно стоял на улице за окном. Вокруг него падал снег, над ним, вероятно, сияли звёзды. Обрамление окна вместе с новогодней объёмной мишурой выглядело портретной рамой. Как на традиционных корейских похоронах. Так я это увидела.
Что произошло, как и почему, с этим лучше познакомиться самостоятельно.
Картина выдержана в одном художественном стиле и отличается приглушённой цветовой гаммой. Это камерная история. Теплая, несмотря на грустные нотки, атмосфера. Присутствует мягкий тонкий юмор; одна смешная сцена останется в моей памяти надолго: сцена, в которой два третьестепенных персонажа дружно взялись за работу вместо главного героя. Много хорошей музыки. Потрясающий хрипловатый голос на титрах. Игра актеров безупречна. В начале фильма, правда, мне пришлось привыкать к непривычному Ча Тэ Хёну, «стаскивать» него мысленно маску комедианта, к которой привыкла, видя артиста часто в шоу. Ха Джи Вон, другая звезда, сыграла свою роль столь естественно, что я любовалась ею с начала до конца.
Фильм намного сложнее, чем может показаться за один рассеянный просмотр. Это такая гоголевская или чеховская история. Как им, корейцам, сегодня так удаётся снимать - непонятно и завидно. Закончилась картина, звучит красивый бархатный голос, а ты остаёшься с ощущением, что только что увидел кусочек подлинной жизни, но как это сделано, не понять, не увидеть. Один из тех незатейливых, на первый взгляд, фильмов, где предугадываешь изменения, кульминации, уготованную трагедию и неизбежный катарсис, и свои слезы, но забыть не можешь. С годами, мне кажется, фильм только приобрёл дополнительно качество, проявил ретро-стиль, углубил смысл.
В 2019 вышел фильм «Мой особенный брат», похожий и не похожий, в котором нет трагедии, но есть целых два героя с особенностями, много доброты и сопереживания, зритель опять предугадывает повороты в сюжете, действия и завершение истории. Возможно, с годами он тоже обретёт новые краски и смыслы, свой собственный ретро-стиль. Кстати, к Ли Кван Су мне в фильме не пришлось привыкать как к актеру, сразу включилась в его бесподобную игру.
Для чего снимать снова и снова подобные сюжеты, где умный взрослый зритель может увидеть наивность и простоту? Добро или зло – это абстрактные понятия. Что называется, ни жарко, ни холодно. Какую бы дефиницию для объяснения не подбирал, всё равно это будет нечувствительно, далеко и отстранённо для восприятия живой человеческой душой. Но талантливая иллюстрация, неожиданная метафора, качественный хороший добрый фильм – это как новая звезда, которая вспыхнет и засияет в орбите твоей жизни, если повезёт – навсегда.
В фильме «Дурачок» много говорится о звёздах: это просто физические тела в космосе, за которыми в снежную ночь наблюдают герои; звёзды-родители, обретшие покой на небе – такое объяснение их посмертной судьбы утешает героя; это то, как он думает, во что превратится когда-нибудь сам. Даже кафе, в котором происходят важные встречи и разговоры героини с другими действующими лицами, называется «Маленькая звезда». Герой часто поёт песенку с незатейливыми словами о новой звезде, которой когда-то научила его мама.
Для меня важно оказалось то, что в корейском языке не одно значение у слова 별 «бёль»:
별 – звезда (существительное);
별 – особенный, странный, отличный от обычного (прилагательное).
Этот штрих дорисовал для меня эту историю. И захотелось посмотреть другие работы режиссёра.
눈을 떠야 별을 보지.
Чтобы увидеть звезду, надо открыть глаза.
하늘을 보아야 별을 따다.
Чтобы достать звезду, надо хотя бы смотреть на небо.
Дата публикации: 19.08.19