Первый корейский фильм,
удостоенный главной награды - Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля
2019 года - «Паразиты» я посмотрела, потому что о нём много писали и ему много аплодировали. Тема
«паразитов» и классового расслоения общества витает в воздухе. К ней
обращаются сегодня многие режиссеры. К примеру, наш Андрей Звягинцев снял на
эту тему замечательный фильм «Елена» ещё в 2011 году. По глубине режиссерской
мысли он намного сильнее, чем фильм Пон Чжун Хо «Паразиты». Во всяком случае,
на мой взгляд. Звягинцев не только показал «паразитов», их путь к обеспеченной жизни,
но и недвусмысленно намекнул на их дальнейшую паразитическую жизнь.
В корейской интерпретации паразитической
темы изображена очень яркая сцена семейного просмотра (в одном случае - лужайки,
в другом - телевизора) со всем сопутствующим - пивом, едой, мусором, грязью, которая очень схожа на сцену в фильме Звягинцева, что
наводит меня на мысль, а не плагиат ли это?
В каждом обществе своя
ментальность и ступень эволюционного развития, поэтому сравнивать российский и
корейский фильм будет не совсем правильным. Если для корейцев паразиты – это тунеядцы,
которые живут за счёт тех, кто трудится и сам добивается успеха, так как в
азиатских странах (Япония, Китай, Южная Корея) – культ труда, карьеры, успеха, то
для России паразитами всегда были и есть те, кто у власти. Именно они выжимают
из народа его слезы, пот и кровь, паразитируя на нём. Народ же вынужден
приспосабливаться и встраиваться в эту сложившуюся паразитическую систему. Кто
как может.
После просмотра корейского фильма
вопрос «Кто паразиты?» так и остался без ответа, что и вызвало шквал его
обсуждения. Зрители стали дискутировать над тем, что такое паразиты в
человеческом обществе, а не только в организме живых существ, как с ними
бороться, чего от них ждать и откуда они вообще берутся.
В фильме смешаны разные
кинематографические приемы и стили, много удачных находок, хотя и не совсем
новых. К примеру, на протяжении всего фильма идёт за кадром какой-то шелест,
еле различимый скрежет, что вызывает ассоциации - паразит пытается пролезть,
протиснуться сквозь преграду. Игра с запахами. Бедность всегда дурно пахнет. Фильм,
безусловно, смотреть стоит, хотя он меня всё-таки не впечатлил, особенно поножовщина
в его конце, с которой ситуация доведена режиссером до полного абсурда, а тема
«паразитов» - очень сложная и серьезная тема, многогранная, - требует от
режиссера глубокого понимания тех процессов, которые протекают в человеческом
обществе.
Если шагнуть ещё глубже в
рассуждениях на эту тему, то можно увидеть, что в корейском фильме как бы всё разжёвано
и выплюнуто в зрителя. Вот тебе бедные паразиты, вот их убогая жизнь с тараканами,
потоками воды и дерьма, а вот тебе богатые паразиты, которые используют бедных
паразитов, чтобы самим комфортно жить. Такой себе круговорот паразитов в
природе. Очень выпуклая и лубочная получилась картинка.
Однако если взять, к примеру,
улей пчёл, то в нём есть как трутни, так и рабочие пчёлы, за счёт которых живут
трутни, и они все вместе уживаются в едином сообществе, и каждый выполняет свою роль.
Трутень в данном случае нужен для оплодотворения пчелы, после чего он умирает. Никуда
не деться и человеческому сообществу, в нем всегда были и будут те, кто на ком-то
паразитирует. Как показала жизнь, лозунг «от каждого по способностям, каждому по
потребностям» не работает, а потребностей у людей оказалось больше, чем их способностей.