Фильм снят по мотивам древнекитайского эпоса о событиях эпохи "Троецарствия".
Гуань Юй прорубал себе путь через шесть застав, а не четыре, как показано в фильме. Это мелочь, которую можно упустить, чтобы уменьшить хронометраж. Но только вот Гуань Юй спасал не одну жену Лю Бэя, их было две. И никакой линии любви между ним и женами его брата не было. У Гуань Юй уже была жена и были дети, Гуань Пин, например, служил Лю Бэю уже после смерти отца.
К выдумкам автором фильма я могу отнести то, что ханьский император хотел смерти Гуань Юя. Император без согласия Цао Цао вообще не мог покинуть дворца, не говоря уже о том, чтобы отдать приказ об убийстве Гуаня Юя, побратима Лю Бэя, который, в свою очередь, приходится «названным дядей» самому императору.
Более того, по книге, Лю Бэй, Гуань Юй и Чжан Фэй (три побратима) сражались за ханьский дом (за императора) против Цао Цао и его притеснений «сына неба». Император сам отдал такой приказ Лю Бэю, сделал он это втайне от Цао Цао, за что буквально через несколько дней поплатились жизнью почти все заговорщики. Так что желание императора видеть Гуань Юя мертвым — абсурдно.
Не было уделено внимание и тому, как Цао Цао обхаживал Гуань Юя, одаривал его золотом и шелковыми тканями, а также подарил легендарного коня по прозвищу Красный заяц, который ранее принадлежал самому сильному воину Поднебесной Люй Бу. Но все награды, кроме последней, Гуань Юй отдавал женам Лю Бэя. «Красный заяц поможет мне быстрее вернуться к Лю Бэю», — сказал Гуань Юй. И уж тем более не подмешивал Цао Цао в напиток Гуань Юя наркотиков.
Теперь о моментах, которые в фильме порадовали. Образ Цао Цао идеален, по крайней мере, наиболее близкий к оригиналу из книги. Цао Цао никогда не проявлял намерений завладеть троном и формально к императору он относился с должным уважением. Цао Цао был дальновидным, поэтому для объединения Поднебесной стремился объединить вокруг себя всех уважаемых людей Китая.
Ради того, что Гуань Юй остался ему служить, Цао Цао утаивал от него в течение долгого времени местонахождение Лю Бэя. А узнав, что Лю Бэй скрывается у Юань Шао, Цао Цао попросил Гуань Юя выполнить одну просьбу и убить двух военачальников последнего. Цао Цао полагал, что после этого Юань Шао убьет Лю Бэя, а Гуань Юю не хватит смелости вернуться к своему старшему брату. Этот план не сработал, а в фильме он показан слишком поверхностно.
Цао Цао — весьма противоречивая фигура. С врагами жесток и коварен, это требование времени и твердость сильного человека, иначе он не смог бы добиться должности ченсяна (премьер-министра) и руководить царством Вэй. Оценивать его стоит по тому, как он обходился со своими людьми, а такие герои, как Сюй Хуан, Сюй Чжу, Сяхой Дунь, Чжан Ляо и Сяхой Юань оставались ему преданными до самой смерти.
Что касается образа Гуань Юя, я его представлял иначе, но получилось очень достойно. В Китае этот полководец пользуется огромным уважением за свою честь, отвагу и доблесть. Именно этими качествами восхищался Цао Цао. Конечно, отличительной чертой Гуань Юя была его роскошная борода. Цао Цао даже подарил ему специальный мешочек, чтобы зимой волосы из его бороды не выпадали от холода. Ну а борода Донни Ена выглядит роскошной разве что на постере фильма. Вроде бы и мелочь, но факт немаловажный, в фильме его борода не выделяется ничем особенным. В остальном же, по характеру, по умению владеть мечом, претензий к Донни Ену быть не может.
И что же итоговая оценка? Откровенная отсебятина сценаристов в концовке фильма не оставляет возможности оценить картину высоко. Гуань Юй живыми и здоровыми доставил двух жён Лю Бэя к своему старшему брату. И он не собирался служить Цао Цао и убивать ради него 2000 воинов Юань Шао или самого Юань Шао.
И война в Поднебесной продолжилась никак не из-за того, что Гуань Юй совершил свой подвиг, она была бы в любом случае. Три царства: Шу, Вэй и У разными методами шли к одной цели — объединению Китая под флагом самих себя. И завершилась война только тогда, когда все три царства пали.
Но, несмотря на все различия, фильм оказался замечательным. Ведь кто сказал, что фильм должен быть один в один копией книги?