Оцените отзыв
Фильм
красивый и грустный, безупречно сделанный и обогащенный символизмом, нисколько
не мешающим восприятию. Красочное изящество некоторых сцен напоминает живопись,
что неслучайно, поскольку речь идет о людях творческих. Девушка всю себя отдала
искусству, как любви, и любви больше, чем искусству, но затем свое пагубное
слово сказала зависть, причем в какой-то мере необычная зависть - и к любви, и
к таланту сразу. Очень гремучая смесь, что не могло остаться без последствий.
Вообще все хотели невозможного. Отец – талантливого сына.
Художники, не блиставшие мастерством, – признания и славы. Учитель – обладания ученицей,
превзошедшей его способностями и открывшей свое сердце не ему. Кисэн – любви
мужчины, который отверг ее, находясь во власти предрассудков. Художница –
свободно отдаваться вдохновению. Влюбленные, как выяснилось, хотели самого
невозможного – просто быть вместе и любить. Да, еще нужно упомянуть короля,
мечтавшего развивать искусства, чтобы облагородить окружающую среду.
А мир был так противоречив – порочен, жесток, полон
ханжества и лжи и еще невероятно прекрасен. Колыхались под ветром яркие цветы,
набегали на галечный берег синие волны, и белый конь скакал к вершине холма, с
которого можно было видеть поля и горы, далеко-далеко.
Кое-кто из
перечисленных выше персонажей добился желаемого, что, однако, только усугубило
противоречия. Отец какое-то время гордился сыном, который был девушкой. Кисэн
отомстила за поруганные чувства, разрушив счастье другой женщины. Королевская
академия Тохвасо собрала под своим
кровом лучших художников, но в ней не нашлось места для яркого необычного дарования.
Учитель… все в результате замкнулось на нем. Как никто
другой понимавший и ценивший талант и красоту, увы, он был слабым человеком.
Многое было в его руках, и он все погубил. Насколько запоздалой выглядит попытка
что-то наладить и спасти, когда он барахтался в реке у причала в поисках
ушедшего под воду противоядия. Помилованный, но вышвырнутый за порог дворца, измученный
душевно и телесно, он – и это прекрасно подчеркивается ракурсом съемки с высоты
дворцовой стены - был унижен, сломлен и жалок.
ЗЕРКАЛО. В
различных вариациях эта тема проходит через все повествование. Картины художника, чье стремление - запечатлеть окружающий
его мир, подобны зеркалу, воспроизводящему этот мир в своей глубине. И художник
сам часть этого мира.
Зеркало, созданное им, отражает также и его самого - его облик,
его жизнь, со всем, что эту жизнь наполняет, украшает или разбивает вдребезги, как
это произошло с тем зеркальным полотном, перегородившим улицу, когда два самых
главных для героини человека внезапно и совершенно недвусмысленно заместили в
нем своих зеркальных двойников. И так далее, через маленькие озерки света - бронзовые
зеркальца, которые мастерил молодой ремесленник, до созерцания магического зеркала
в храме, возвращавшего к тому, с чего все началось и что невозможно исправить,
чья бы ни была здесь вина.
ХУДОЖНИЦА. Исторический
Син Юн Бок по прозвищу Хевон, это можно утверждать с уверенностью, женщиной не
был, а карьеру свою погубил неподобающим для придворного живописца-хвавона вниманием
к сюжетам, несмотря на новые тенденции в искусстве, в кои то веки снизошедшего
с классических высот, скандализировавшим современных ему интеллектуалов.
Однако допущенное смелое превращение представляется оправданным
и в какой-то степени напрашивается, поскольку мастер, согласно современному
высказыванию «обративший женщину в настоящую женщину», даже на фоне
начинающих нащупывать приемы бытового жанра коллег выглядит очень своеобычно. Да
и кто же лучше расскажет о женщинах, чем сама женщина?
Замечательно подобрана для исполнения роли Син Юн Бока
актриса, во внешности которой все служит поставленной задаче - и рост, и
сложение, и продолговатость красивого лица с полными губами и яркостью огромных
черных глаз, широко и смело распахнутых навстречу миру. Как юноша – выглядит
хрупким и женственным, как девушка – напоминает юношу и обликом, и манерами. При
этом героиня обладает сильным характером, с учетом того, что данное качество
усилилось благодаря специфике положения, ведь ей выпало взрослеть в роли
мальчика, не испытав тех утеснений, которые в согласии с конфуцианской моралью
сопровождали воспитание девочек.
МИИНДО -
КРАСАВИЦА. С присущей ей внутренней свободой художница проявляет
интерес к тем областям жизни, которые согласно превалирующих взглядов должны
были пребывать в неизменной тени и не могли быть замечены обществом, несмотря
на свое явное в нем присутствие.
На этом пути пикантная декоративность эротических «живых китайских
картин» сменяется свиданиями молодых людей, для которых обладание друг другом –
безудержное счастье в ущерб искусственности (сродни природной стихии,
проявленной в рисунке переплетенных травяных стеблей, который девушка наносит
тушью на кожу юноши), а жизнерадостная влюбленность ведет к высокому
благородству и безоглядной жертвенности истинной любви, подобно тому, как сценки
прогулок нарядных кисэн и подвыпивших янбанов предваряют восхождение к вершинам
мастерства и чувства, к завораживающему в своей красоте и трагичности апофеозу.
Знаменитый
ныне «Портрет красавицы», представляющий собой кульминацию творчества Син Юн
Бока, в самом деле был словно отпущен им по РЕКЕ
ВРЕМЕНИ, чтобы плавный ход
неторопливых волн, давно уже поглотивших его самого вместе со всеми его печалями
и тайнами, доставил этот шедевр-послание к берегам будущих эпох.
Даже если вспомнить, что данное изумительное произведение не
являлось автопортретом, мастер тем не менее запечатлел на нем себя в своем
отношении к модели, в любовании нежностью, грацией и сиянием чистой прелести
прекраснейшей девушки Кореи:
«Весна в ее сердце и смятение в душе
Переданы моей кистью».
Дата публикации: 09.02.21