Отзыв на дораму The King's Face

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Рецензия на дораму "Лицо короля". Часть 2-я, заключительная.

***

Чем ещё хороша эта дорама — так это интересными образами второго и третьего плана. Яркие, наглядные типажи. Привлекают они внимание даже не столько благодаря своим сюжетным линиям, сколько благодаря тому, как живо их сыграли актёры и актрисы.  Некоторые из этих образов полностью вымышленные, некоторые — исторические. Трактовка исторических образов тут самая разнообразная: у одних вполне традиционная, у других — "свежим взглядом", у третьих вообще в духе "а сделаем-ка всё наоборот ради эксперимента — могло ведь быть и так!". Но они все впечатляющие, и всем им веришь, словно взаправду вышедшим из истории лицам.

Постараюсь набросать их портреты максимально обобщённо, но кой-какие отдельные пункты сюжета в общих чертах выдать придётся. Это не страшно, сюжет и без того полон всяких неожиданностей. Да что уж там, для зрителя, смотрящего дораму впервые, особенно если он не в курсе исторических событий, по мотивам которых создавалась дорама, сам факт существования некоторых героев — уже изрядный сюрприз. Так что — ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ, ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ. Но если непременно хотите абсолютно все предстоящие вам сюрпризы сохранить в нетронутом виде до просмотра — МОЖЕТЕ ПРОПУСТИТЬ НЕСКОЛЬКО АБЗАЦЕВ И ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ ПОСЛЕ ЗНАЧКА ТРЁХ СНЕЖИНОК.

О двоих героях второго плана я уже рассказала вначале — это два величайших чтеца лиц в Чосоне: старец Пэк Кён и главный евнух Сон. Пэк Кёна играет знаменитый актёр Ли Сун Чжэ, один из самых ярких актёров старшего поколения. Какое великое множество суровых стариков, учителей и мастеров своего дела, он сыграл в исторических дорамах! Благородный Ю Ый Тэ, лучший лекарь Чосона, учитель главного героя в дораме "Хо Джун" (1999-2000). Далеко не благородный, но тоже весьма многоопытный, богатейший купец Чосона, соперник главного героя в дораме "Купец" (2001-2002). Эпизодическая роль — мудрый конфуцианский учёный Ли Хван, ставший учителем Рю Сонрёна, одного из главных героев в дораме "Бессмертный флотоводец Ли Сунсин" (2004-2005). И так далее, и тому подобное... Если в исторической дораме присутствует некий очень знающий, но строгий старец — то почти наверняка это Ли Сун Чжэ! Очень уж живыми и настоящими получаются у него такие люди... Главного евнуха Сона играет актёр Ким Мён Гон. Он создал очень обаятельный и вызывающий глубокое уважение образ доброго и терпеливого мудреца, сумел показать в нём и мягкость, и твёрдость, и силу.

Есть здесь и третий чтец лиц — Го Сан, или учитель Го, как его называют. Настоящий дворцовый чтец лиц, который хоть и имеет талант к физиогномике, но думает не столько об истинной сути людей и событий, сколько о текущем политическом моменте. Ушлый и скользкий, с хитрым выражением на лице и отсутствием особой честности на деле, он всегда подлаживался и подстраивался под ситуацию, всегда беспокоился прежде всего о том, как бы угодить своему королю и заслужить его благосклонность, чтобы оставаться в безопасности и "зарабатывать на хлеб насущный". Собственно, за этим он во дворец и пришёл. Так же, как и многие другие. Тем не менее потом, когда на его голову свалились многие испытания, когда ему пришлось пережить много тягот, унижений и несчастий, Го Сан призадумался о смысле жизни, о том, что на свете важно, а что неважно... И размышления привели его к довольно-таки мудрым выводам.

Сыграл его яркий и талантливый актёр Ли Ги Ён. Блестяще сумел передать неоднозначный, "стоящий на распутье", характер Го Сана и его внутреннее преображение. Ох уж эти большущие, выразительные глазищи! Какими хитрющими, хищно-ласковыми они были, и каким противным он был весь поначалу, этот скользкий дворцовый угорь! А потом, в конце дорамы — совсем другое лицо, в котором мало что осталось от прежнего, и глаза человека, который многое пережил и многое понял в жизни. Который уже не боится того, чего раньше боялся, и не волнуется о том, о чём раньше волновался. Потому что понял, что на самом деле страшно и что на самом деле достойно волнения. Изменился внутри человек — и изменилось его лицо...

Верный слуга и друг принца Кванхэ — евнух по имени Им Ён Шин (Им Ён Син). Совместно пережитые горести их явно сблизили. Пожалуй, Ёншин отнекивался бы, если бы его назвали вслух другом принца — как можно дерзнуть подумать о таком при столь великой разнице в иерархии! Нет, он человек правильный, благовоспитанный, он долг почтительности блюдёт... Но привязан Ёншин к своему господину и подопечному, такому беспокойному, вечно наживающему беды на свою горячую головушку, явно не только по службе, но и чисто по-человечески. Он заботится о Кванхэ, помогает ему, спасает его не только как старательный слуга, но и как товарищ. И, само собой разумеется, Кванхэ отвечает Ёншину такой же тёплой, товарищеской благодарностью.

И даже когда Ёншин один раз поступил плохо, чтобы спасти Кванхэ (потому что он же ж за своего принца горой!), и тем самым навлёк на Кванхэ многие страдания, а потом покаялся в содеянном, Кванхэ его простил. А как не простить? Такими товарищами не расбрасываются... Тем более в таких опасных условиях, когда верные соратники дороже золота. А уж личный евнух для короля или принца человек более близкий, чем даже самая любимая супруга. И потому очень важно, чтобы этот близкий человек был надёжным. Как тут не простить-то? Даже зритель и тот прощает Ёншина — очень уж тёплый и обаятельный образ создал актёр Юн Бон Гиль.

Верный слуга короля Сонджо — Кан Чжин Ёль, начальник королевской стражи. Главный отвечающий за безопасность короля, за его защиту — и физическую, и политическую. "Почётна и завидна наша роль — не может без охранников король..." Да не так уж эта роль завидна и почётна! Чжин Ёлю приходилось, исполняя приказы своего короля, заниматься не только достойными делами, но и всякими... Но тем не менее он служил королю с образцовой преданностью и старательностью. С верностью и самоотверженностью, достойными куда лучшего применения. И воспринимал свою незавидную участь как великий долг и высокую честь. В общем — он был создан для своей должности.

Сыграл его актёр Ким Бан Вон. Его роль сравнительно скромная и неяркая на протяжении всей дорамы — по причине того, что Чжин Ёль лишь добросовестный исполнитель, а не инициативнй деятель. Зато какой впечатляющей "финальной вспышкой", "лебединой песней" завершилась его служба!

Старший брат принца Кванхэ — принц Имхэ. Они братья и по отцу, и по матери. Но наследственность распределилась между ними странно: все имевшиеся у Сонджо политические способности достались Кванхэ, а все имевшиеся у Сонджо недостатки характера достались Имхэ — и ранимое самолюбие, и вспыльчивость, и подозрительность, и стремление к независимости, и смутное осознание своей политической слабости, из которого проистекает вечный страх потерять свою власть и погибнуть в результате этого. Причём наследственные черты в сыновьях проявились ещё ярче, чем в отце: Кванхэ вырос ещё более талантливым полтитком, чем отец, а Имхэ стал человеком ещё более вспыльчивого, капризного и крутого нрава, чем отец. Потому что Сонджо понимал, что такое закономерности политики, политические опасности, политическая выгода, политические интересы — понимал хотя бы на уровне внутри-дворцовых переделов власти между родами, кланами и партиями. А Имхэ ничего такого и близко не понимал. Он мыслил очень просто и сугубо личностно. Дальше собственного носа никогда не видел.

С чужими людьми Имхэ — человек грубый, порой даже жестокий, следующий одним только своим желаниям. Зато с теми, кого он любит, кем дорожит, он очень даже хороший друг: сильный, смелый, заботливый. Очень хороший. Но... не дай небо поссориться с ним! Хоть каким родным и любимым ты был для него прежде, если он станет воспринимать тебя как чужого или, ещё хуже, как врага, то все его скверные черты характера обрушатся на тебя в полной мере. И это смертельно опасно...

Наверное, Имхэ мог бы вырасти более хорошим человеком, если бы у него было более дисциплинирующее воспитание. И если бы, когда он однажды в пылу гнева совершил преступление, его не покрывали, не защищали бы от отвественности, как "потенциального наследника престола", а наказали как следует, то он бы мог понять, что в жизни есть нечто превыше его личных интересов. А так... Имхэ привык чувствовать себя в привелигированном положении. По опыту и наблюдению он из всех закономерностей политики усвоил одну, простую и элементарную: "Пока я выше всех — я творю, что хочу. Стоит мне упасть — надо мной сотворят, что хотят." Потому Имхэ стремился быть выше всех во что бы то ни стало. Вот только он не мог сообразить, каким путём идти, чтобы добиться своей цели, поэтому шёл напролом.

Актёр Пак Чжу Хён сыграл и хорошие, и плохие стороны Имхэ очень ярко и искренне, сделав этот образ одним из самых интересных в дораме. "Какой типаж, браво, браво!" Сыгранный им образ так же, как и образ Сонджо, вызывает у зрителя бурные "качели чувств" — от неприязни до симпатии, от уважения до презрения, туда-сюда, сюда-туда... А в целом — сожаление. Потому что он не такой уж бесперспективный, а пропадает зазря. Вот если бы этого Имхэ направить в какое-нибудь учреждение типа колонии Макаренко и там хорошенечко "провести среди него воспитательную работу", без всяких поблажек! Вышел бы вполне толковый парень. Эх! Что "элитное" воспитание творит с людьми...

Главный враг принца Кванхэ — королевская супруга ранга Инбин, госпожа Ким. В дораме её все называют "Ким-гвиин", то есть "драгоценная супруга Ким", "королевская любимица Ким". В русском переводе — "высокородная Ким".

Сия "драгоценность" и правда самый яркий цветок королевского гарема, пышный и красивый, но крайне ядовитый. Она очень властная и жёсткая, но при этом настоящая женщина — всегда и во всём. Даже в самом грубом и подлом. Что бы она ни делала, даже когда она готовит коварное убийство собственными руками, она остатся женственной, чувственной и элегантной. Она любит пионы, потому что они символизируют богатство и власть, и сама похожа на пион. С той только разницей, что яд пиона — это сильнодействующее лекарство, а яд госпожи Ким ни для кого не был целебным. Её музыкальный портрет в OST дорамы — это композиция "Black Trick".

По разговорам "драгоценной Ким" и Сонджо видно: между ними нет чего-либо похожего на настоящую любовь, но они и правда родственные души. Оба жаждут власти, оба склонны мыслить личностно и "тянуть одеяло на себя". Так что совсем неудивительно, что она была его любимицей много лет. Но всё же в душе Сонджо теплились и другие, более высокие стремления, потому пришла пора — и госпожа Ким перестала быть его любимицей, её сменили более нежные и утончённые душой "цветы гаремного букета"... Однако положение главы гарема "высокородная Ким" сохранила в своих цепких руках.

Шикарный "очаровательно-отвратительный" образ создала актриса Ким Гю Ри! Она сумела в полной мере передать не только коварную ядовитость своей героини, но и теплящиеся где-то в глубине её души родственные чувства и к своему супругу-королю, и к своим детям. Сложная и тонкая актёрская игра. Аплодисменты ей!!

Сыновья "высокородной Ким" — принцы Шин Сон и Чжон Вон. Братья Кванхэ не по матери, а только по отцу. Оба выросли не в отца, а в мать. Оба интриганы, но совершенно разные.

Шинсон — старший сын — с немного темноватым и часто хмурым лицом, на котором очень даже хорошо видны все его чувства. Его не назовёшь умным, но он хитрый, память у него хорошая и язык хорошо подвешен: умные изречения из классических трудов знает назубок, цитирует их вовремя — не придерёшься. Он очень вредный, и вредность у него страстная, темпераментная. Он предаётся политическим интригам с пылким чувством, вкладывает в них свои обиды и надежды, так же как и его мать.

Шинсон и его мама — настоящие родственные души. Они на свой лад друг друга любят. Правда, любовь эта не нежно-заботливая, а строгая — любовь двух прожжёных интриганов — но всё же это любовь: они поддерживают друг друга не только во имя политических интересов, но и просто по-родственному. И зависть к Кванхэ у обоих одинаковая — обычная зависть к чужим успехам и положению во дворце: "Вот бы нам занять его место!" Поэтому, когда Шинсон умер, казалось, что теперь у Кванхэ будет хотя бы одним врагом меньше... Не тут-то было. У "высокородной Ким" было четыре сына, и после смерти первого в политическую борьбу вступил второй.

Чжонвон — второй сын — совсем другой. Он умнее и расчётливее, чем Шинсон. Но несмотря на это, мать никогда с ним не носилась и не проявляла к нему нежных чувств: Шинсон был её единственным любимчиком. Между нею и Чжонвоном не видно никаких признаков любви, хотя он полностью разделяет её нравственные понятия и согласен с её политическими амбициями. И хотя они двое иногда могут слегка расходиться во мнениях, но действуют всегда слаженно и ничего друг от друга не скрывают. Они — "два сапога пара", но они не столько родня, сколько союзники. Отношения ровные, холодные, внешне дружные, но внутренне отчуждённые.

Чжонвон не темпераментый вреднюга, а совершенно хладнокровный политик. Очень спокойный, замкнутый и всегда настолько "себе на уме", что даже мать не всегда понимает, что происходит у него в душе. Видимо, поэтому он и не вызывает у неё тёплых чувств: слишком уж непонятный тип. У него глаза — как закрытая дверь, в них не прочтёшь ровным счётом ничего. Неважно, что он делает в данный момент, — с кем-то враждует, кого-то поддерживает, кого-то коварно подставляет и предаёт, — выражение глаз остаётся таким же пустым. Только в улыбке проявляется порой его настроение. Как он выразительно рассмеялся, когда Кванхэ показал его матери, что прекрасно понимает все её делишки! "Как политик политика — уважаю!" — было написано на лице Чжонвона. Он очень завидует Кванхэ, но завидует не столько его высокому положению, сколько его политическому таланту: "Я хотел бы уметь так же!"

Японский флотоводец Вакидзака Ясухару говорил о корейском великом флотоводце Ли Сунсине так: "Ли Сунсин — тот, кого я ненавижу больше всех, кого уважаю больше всех, кого желаю убить больше всех и с кем желаю выпить чаю больше всех." Примерно так же и Чжонвон относится к Кванхэ: он способен оценить сильного противника и попытаться научиться у него приёмам борьбы. Потому Чжонвон опасен как противник и не менее опасен как союзник. В его лице Кванхэ получил более серьёзного врага, чем Шинсон...

Играют двух братцев актёры Вон Док Хён (принц Шин Сон) и Со Хён Сок (принц Чжон Вон). Вон Док Хён создал яркий отрицательный образ и впечатлил ещё с первого просмотра. А вот подход Со Хён Сока к своей роли в первый просмотр мне был непонятен, зато во второй — очень заинтересовал: бывают актёры, которые умеют играть одними глазами, а этот при полном отсутствии выражения в глазах передавал все чувства одной лишь выразительной улыбкой, и как здорово передавал!

Печально известный в истории Ким Гон Лян (Ким Гоннян), родной братец "высокородной Ким", который бесстыдно использовал для наживы своё родство с главной королевской наложницей. В этой дораме он показан типом без чести и совести, хитрым, но совершенно придурковатым, который в вопросах политики не стоит и мизинца своей сестрицы, но тем не менее выезжает за счёт её поддержки. Она его всякий раз бранит за то, что он глупо вляпывается в неприятности, которые потом ей расхлёбывать. Но всё-таки не порывает с ним связь: как-никак, родственник — это самый верный помощник в интригах, какой бы он ни был.

Играет Ким Гонняна талантливый актёр Ли Бён Чжун, который умеет быть и грозным, и нелепым, и противным, и смешным. Самая яркая его роль на моей памяти — в дораме "Вера".

Замечательная парочка комических злодеев, то смешных, то страшноватых: хитрый и жадный купец Чжан Су Тхэ и его помощник Му Чхоль, крепкий телом, но слабый умом. Сцены с ними не раз вносили искорки юмора в эту весьма серьёзную историю. "Всегда, как появляется Кванхэ, так у нас неприятности!"))) Отличный дуэт двух талантливых комедийных актёров: купца сыграл Ко Ин Бом (Го Ин Бом), а помощника — Пэк Чжэ Чжин.

Две королевы: королева Ый Ин (добрая, любящая и заботливая приёмная мать принца Кванхэ) и пришедшая ей на смену королева Ин Мок (злая мачеха и политический противник принца Кванхэ).

Королева Ыйин по состоянию здоровья была неспособна иметь детей, но она обратила свои нерастраченные материнские чувства на тех, о ком должна была заботиться по долгу службы. Она не только заменила мать рано осиротевшим принцам Кванхэ и Имхэ. Она ещё и нянчилась со своим мужем, королём Сонджо, стараясь утешить и успокоить его, насколько у неё хватало сил. Терпеливо снося его вспышки и выходки, не выказывая обиды в ответ на резкие слова в свой адрес и даже перенеся внешне спокойно расправу над некоторыми её родственниками, она пыталась помочь королю придти в душевное равновесие, которого ему так не хватало. Она хорошо понимала Сонджо, видела причины его поведения и его несчастий. И жалела его, как ребёнка. Однако, несмотря на всю свою доброту и мягкость, иногда она бывала и строгой с младшими, а изредка даже жёсткой, если была уверена, что так для всех будет лучше.

Королева Инмок пришла во дворец с самой простой целью: помочь своей достаточно родовитой, но обедневшей и ослабевшей семье обрести богатство и власть. Многие так делают, ну, и они решили приобщиться: "Другие вон лопатой гребут, а мы чем хуже?!" Характер у неё грубый и пробивной — как-то не по-женски, а по-мужиковски. Вырваться из прежней жизни, взобраться повыше во что бы то ни стало! Действовать локтями, не стесняясь ничем и ничем не брезгуя. Деликатность и разборчивость — это для сентиментальных барышень! Жизнь — драка: или ты других подавишь, или другие подавят тебя! В общем, молодая королева настроена самым боевым образом. Вот только одно "но": она совершенно ничего не смыслит в политике — ни на государственном плане, ни даже на обычном дворцовом. Она думает, что основа политики состоит в том, чтобы строго учить младших по рангу смиренно подчиняться и оказывать почтение старшим по рангу, — на этом её познания в искусстве управления заканчиваются. Она старается интриговать, она деятельна и предприимчива, но до изящно-ядовитой "высокородной Ким" ей далеко, как до Луны. Вся её ценность как политической фигуры — в её высокой должности. Потому она может быть весьма опасным врагом, когда находит себе поддержку в лице более ловких политиков, но становится круглым нулём, когда поддерживать её никто не хочет.

Наложница ранга Сук Ён по фамилии Хон — несчастная девушка, попавшая во дворец в надежде тем самым помочь своей семье. Добрая, глупенькая, обаятельная, смешливая, она вносит свет живости и веселья в унылую церемонность королевских палат. И король Сонджо рядом с ней вспоминает своё детство золотое и хоть на какое-то время обретает способность радоваться жизни. Радоваться просто и незатейливо, забросив подальше все тревожные мысли. Бедная Хон, наивное дитё! Где ей было понять, что во дворце ей не место?

Три красавицы-актрисы — обаятельная Им Чжи Ын в роли Ыйин, энергичная Ко Вон Хи (Го Вон Хи) в роли Инмок, живенькая Чжи Со Юн в роли наложницы Хон — спасибо вам!

Маленькие, но немаловажные по сути роли — две придворные дамы (сангун). Благородная и строгая придворная дама О служит тем, кто на стороне Кванхэ. Её играет актриса О Ын Хо. А хитрая и вредная придворная дама Пак служит тем, кто против Кванхэ. Её играет актриса Мин Сон А. Обе — тот случай, когда глянешь на служанку, и сразу ясно, какие у неё хозяева. Не каждый раз господам и слугам удаётся достигнуть такого полного взаимного соответствия. Так что и тем, и другим хозяевам крупно повезло!

Умнейшая женщина Ю Чжон Хва! Недаром, встретившись с Кванхэ, она так быстро стала его другом и соратницей — у них есть много общего. Как и Кванхэ, Чжонхва тоже крепко держится за понятия об истинном благородстве и в то же время, несмотря на всю свою благовоспитанность, ведёт себя свободнее, чем положено, не ограничиваясь чересчур понятиями о правилах общественной иерархии.

Интересно, что некоторые важные детали их общей судьбы оказались неожиданностью для Кванхэ — похоже, лицо Чжонхва он тоже не читал, как и лицо своей любимой Гахи. Может, он вообще был не склонен читать лица людей, с которыми чувствовал душевную близость? Хотя... в жизни иногда так бывает: порой о человеке знают меньше всего именно самые близкие люди. И не из-за того, что мало уделяют ему внимания, а просто потому, что видят его как-то по-своему.

Ю Чжонхва не ожидала, что ей на всю жизнь суждена безответная любовь... Но свою нелёгкую участь она вынесла с честью: всем, чем могла, помогала любимому человеку, поддерживала его в трудное время, не порываясь встать стеной между ним и его возлюбленной. Терпеливо, понемножку, по мере возможностей, старалась не создавать лишних условий для сближения своего любимого с Гахи, и создавала условия для его сближения с собой, Чжонхва. Но — ничего нечестного и неблагородного! Жадность — не путь к успеху. И главное — никакой паники, никакого ажиотажа! Рассудительность, терпение, надежда. Чжонхва понимала: во-первых, насильно мил не будешь; единственный способ стать ближе к безответно любимому человеку — это быть его вернейшей соратницей, его ближайшим другом. Что ни говори, а быть другом — это уже гораздо лучше, чем быть чужим человеком. А во-вторых, попытка разлучить влюблённых или навредить своей сопернице ничего не даст. Раз Кванхэ любит Гахи, значит, волей-неволей он будет думать о ней в любом случае. А если он ещё и будет переживать о том, что Гахи плохо, или маяться неизвестностью, гадая, что с ней, то он будет думать о ней ещё больше. Поэтому Гахи должна быть в целости и безопасности! Чтобы у Кванхэ было меньше поводов о ней думать. А там — время, проведённое вместе, и чувство, что рядом есть человек, которому можно доверять и который о тебе заботится, — это ведь далеко не пустяки... И может быть, всё-таки когда-нибудь в его глазах засветятся не только дружеские чувства, но и любовь... "Надежда — мой компас земной!" Чжонхва — умнейшая женщина.

Сыграла эту образцово-положительную, но далеко не такую уж простую роль актриса Ким Хи Чжон. Я не раз видела её в исторических дорамах, ей идут "дворцовые" роли с их этикетом. Ким Хи Чжон красивая, вполне приятная. Но в этот раз она меня немного озадачила. Поначалу что-то в ней меня настораживало. Хотя вроде положительная героиня, а что-то в ней беспокоит... А потом это ощущение раз — и исчезло. Дальше она вызывала только симпатию, как и полагается. Причём так было не только при первом просмотре, но и при втором... По сценарию, характер Ю Чжонхва — это гармоничная смесь благородства и расчётливости. А ощущение от игры актрисы — сначала чувствуется одна расчётливость, позже чувствуется одно благородство.

Хрупкая, но храбрая Сон Воль. Личико у неё красивое какой-то "игрушечной" красотой, как у фарфоровой куколки. Чтец лиц, взглянув на это лицо, сразу сказал: "К сожалению, тебе одна дорога — сгнить в кибане (доме кисэн)." Так и случилось: нежной "фарфоровой" девушке пришлось всю жизнь быть игрушкой для развлечения мужиков дворянского происхождения. Но одного не разглядел чтец лиц: что в кукольном личике скрывается стойкий и упорный характер. Что будет время, когда она, несмотря на все пережитые прежде унижения, не смирится с теми, кто унижает её страну, проявит героизм и сможет совершить настоящий подвиг, помогая защитникам Отечества.

Надо сказать, что были в истории такие кисэн, которые становились героинями. Разумеется, среди представительниц этой рабской профессии такие поистине сильные духом женщины были редки, но тем ярче сияла их слава в народной памяти. Их собирательный образ в лице Сон Воль в этой дораме сыграла актриса Им Су Хён.

Японский генерал Киношита (Киносита) Ёсихиса — командующий одной из армий, которые вторглись в Чосон в 1592 году. Настоящий вояка, сильный, смелый, неотёсанный. И, как все японские военачальники, жестокий к чосонскому населению. Как противник — достаточно серьёзный и опасный. Но есть у него одна слабость: красивые женщины...

Сыграл японского генерала колоритный актёр Ким Мён Су, который много раз играл в исторических дорамах разных командиров — то японских вояк, то храбрых и благородных корейских воинов, то ещё каких-нибудь. Смотришь очередную историческую дораму, глядь — он и тут тоже! Причём видеть его всегда приятно: он и сам обаятельный, и играет с чувством. Какого бы героя он ни изображал — хоть благородного, хоть неблагородного — ему веришь.

Вождь чжурчженей... Не знаю, кто он. На сайте его обозначают как главного вождя, объединителя племён чжурчженей — Нурхаци. А у меня в процессе просмотра сложилось впечатление, что он лишь вождь одного из племён чжурчженей и действует как посланник от Нурхаци. Хотя кто знает, может, это конспирация? Во всяком случае, он производит впечатление настоящего вождя. Человек умный и храбрый. Ему, степному кочевнику, трудновато ориентироваться в сложных реалиях Чосона, но он полон самых решительных намерений. Разумеется, он печётся исключительно об интересах своего государства, а не об интересах Чосона и чосонцев, но тем не менее выглядит достаточно перспективным союзником. Интересный, колоритный образ, созданный актёром Сон Ён Гю.

Знаток чжурчженей учёный Хо Гюн — учёный далеко не кабинетный: он и путешественник, и торговец, и разведчик, и лингвист, и вообще шустряк, проныра, нахал с острым языком, непринуждённо-откровенными манерами, утончённым личиком и детски-невинными глазёнками. В чём-то наивный и уязвимый, а в чём-то ловкий и хитрющий, но в целом человек хороший, с благородными идеями в голове, жаждущий служить родному государству честно и с пользой, ни перед кем не лебезя. "Служить бы рад, прислуживаться тошно." — эти знаменитые слова Чацкого сказаны точно про Хо Гюна. Разумеется, такой характер был совершенно не по нутру весьма многим "благоприличным" чиновникам. Ибо у всех у них есть самолюбие, задевать и ранить которое Хо Гюн был большой мастак. Да и вообще, человек, настолько наплевательски относящийся к общепринятым правилам поведения, в принципе мало кому нравится, каким бы он ни был обаятельным. "Мы все терпеливо и старательно выполняем правила, нравятся они нам или нет, потому что так надо, а он что, воображает себя лучше всех?"

Зато этот не стеснённый этикетом товарищ умел легко входить в контакт с "варварами", то бишь кочевниками, ибо их дикарские обычаи его не смущали. А затем легко нашёл общий язык с Кванхэ — на почве общего интереса к возрастающей силе кочевников. Их объединило присущее обоим сочетание хитроумия и возвышенных устремлений, и они спелись в отличный дуэт любителей прямолинейных выражений)) Что было тяжким испытанием для бедняги евнуха Ёншина: он всегда был человеком правильным и вежливым, и от других людей ждал того же, а теперь он вынужден терпеть дразнилки новоявленного союзничка! Да, Хо Гюн по отношению к Кванхэ именно союзник, а не подчинённый — подчиняться он не станет никому на свете.

Актёр Им Чжи Гю — ой, весьма-а интересный, многогранный и привлекательный образ он сотворил! Когда Хо Гюн впервые вступает во дворец, он выглядит таким хрупким и уязвимым цветочком, что аж тревожно, аж страшно за него и хочется защитить его ото всех бед. Позднее, когда он пообтёрся в дворцовом коллективе, среди коллег, это ощущение исчезло. Он уже стреляный воробей, которого на мякине не проведёшь, и среди "цивилизованных" интриганов он постепенно научается юлить так же ловко и независимо, как раньше научился среди "варваров". Хо Гюн умеет быстро учиться новому, быстро осваивает неизвестные прежде области, быстро акклиматизируется в незнакомых ранее условиях. Но при этом не растворяется в окружающей среде, а в любых условиях остаётся самим собой. В этом его главная сила.

Министры. Вообще-то в истории тех лет ярких лиц среди министров было куда поболе, чем в этой дораме. Но "Лицо короля" сосредоточено на деяниях и злодеяниях членов королевской семьи, а министры остаются где-то на втором-третьем плане клубящейся толпой массовки да эпизодических лиц. Более-менее заметных действующих лиц-министров здесь где-то четыре или пять...

Один — это министр Ли Сан Хэ, который с овальным лицом и заострённой бородкой. Ли Санхэ человек осторожный, и хоть от природы неглуп, но, как видно, слишком крепкими связями связан со своим кланом, со сторонниками, с противниками — в общем, по степени добросовестности службы на благо страны он вполне соответствует среднестатистическому уровню от общего состава правительства и околоправительственных кругов. Явно не лучший, но и однозначно не худший из числа людей, так или иначе правящих Чосоном. Министра Ли Санхэ играет актёр Ан Сок Хван. (Он и тут тоже! Приятно увидеться!)

Другой — министр Ю Сын, который с круглым лицом и густыми бровями. Этот — однозначно "отрицательный товарищ", поскольку в политических делишках вечно связывается с отрицательными героями. Министра Ю Сына играет актёр Сон Мин Хён. (Ба! Знакомые всё лица! Тоже частенько в дорамах его вижу, красавца.)

Третий — о-о-о, самая интересная личность! Министр Чон Чхоль (Чжон Чхоль), он же поэт Сонган. Талантливый поэт, но неприятный человек. В политических интригах не гнушается обманами, дезинформацией, несправедливыми казнями, поскольку глубоко убеждён, что такова вся политика по своей природе и что без этого никак, иначе ничего не добьёшься. Но интересы в политике у него не только личные, о государстве он думает. Потому и взялся "подсобить" Кванхэ, как самому перспективному в смысле пользы для государства принцу. "Врагов имеет в мире всяк, но от друзей спаси нас, Боже!"

Играет его актёр Чу Чжин Мо (Чжу Чжин Мо). Не тот Чу Чжин Мо, который Ван Ю в "Императрице Ки", а другой Чу Чжин Мо, который отец главной героини в корейской версии дорамы "Операция "Любовь"". Он из тех актёров старшего поколения, которые своим опытом и талантом украшают любую дораму.

Четвёртый — отец Ким Гахи, министр Ким Ду Со. Белая ворона среди своих коллег. Честный, благородный и добросердечный человек, сочувствовавший страданиям народа и пытавшийся что-то сделать, но жестоко поплатившийся за свои благородные намерения. Его скромный и неброский, но тёплый и обаятельный образ создал актёр Чжо Вон Хи.

Многие действовавшие в те времена министры в дораму вообще не вошли, не вошёл даже такой видный и значимый политический деятель, как Рю Сонрён (Ю Соннён), хотя он какое-то время был первым министром в годы Имчжинской войны... Впрочем, здесь ведь только философски-романтически-приключенческая фантазия по мотивам истории, здесь не ставилась задача охватить политику тех лет. Кстати, показанные здесь министры Ли Санхэ и Чон Чхоль действуют в дорамах "Бессмертный флотоводец Ли Сунсин" и "Чинбирок".

Зато здесь есть другое историческое лицо — Чон Ё Рип. Тот, кто видел, что существующее правительство не справляется со своими обязанностями, и решил исправлять ситуацию. Собрал вокруг себя войско, вдохновил это войско идеями об улучшении жизни в государстве, и в качестве начала этих улучшений стал бить японских пиратов, которые нападали на приморские уезды Чосона и грабили. Государственные пограничные морские войска тоже боролись с пиратами, но далеко не так успешно, как надо бы. Вот Чон Ёрип с товарищами и взялся за эту давно наболевшую проблему в первую очередь. Были ли у Чон Ёрипа намерения захватить власть и стать королём? По версии этой дорамы — быть-то были, но он их приберегал "на самый крайний случай", если все остальные методы улучшения жизни народа окажутся неэффективными. Ведь восстание — средство мощное и радикальное, но рискованное, с побочными эффектами, и достижение цели не гарантировано... Так что Чон Ёрип не торопился браться за это радикальное средство.

Вообще в "Лице короля" Чон Ёрип — это настоящий, искренний борец за благо народа, за перемены к лучшему для страны. Отважный, благородный, пламенный. Но и рассудительность в нём есть. Он — пусть недолго, но ярко сиявшая путеводная звезда для многих людей, вступивших на путь борьбы за лучшую жизнь. После него не нашлось никого, кому был бы по плечу путь вождя.

Роль Чон Ёрипа — хоть и эпизодическая, но очень значимая. Потому и доверили её такому сильному и яркому актёру Чхве Чхоль Хо. Который, кстати, за десять лет до этого играл в дораме "Бессмертный флотоводец Ли Сунсин" короля Сонджо — самолюбивого, вспыльчивого, опасного, терзающегося осознанием своей вины и тем не менее продолжающего идти неверным путём, доходящего порой до полубезумия. А здесь роль совсем другая, его даже трудно узнать...

Члены созданного Чон Ёрипом общества Тэдон. Хорошие, честные и искренние люди, натерпевшиеся тягот и несчастий в жизни, загоревшиеся надеждой добиться своими силами чего-то хорошего и решительно последовавшие за этой мечтой. Им довелось претерпеть многое. Скрываться в подполье. Гибнуть от преследований властей, а порой и от беспощадных рук своего нового руководителя, недостойного наследника Чон Ёрипа. Во время войны превратиться в один из отрядов ополчения и героически сражаться за Родину, внеся значительный вклад в освобождение родной земли от иноземных захватчиков. Но после победы не получить от королевской власти ни малейшей награды... Они честно прошли свой путь и сделали всё, что было в их силах, но им не хватало ни сил, ни знаний, и в результате их мечты так и остались мечтами.

Было очень жаль тэдоновцев, очень горько смотреть на то, как они страдают и как их используют. Гораздо больше жаль, чем даже главных положительных героев этой истории. А самое главное — ведь и в жизни нередко бывает так, как показано в этой дораме! Так же, как в официальном правительстве страны далеко не все члены правительства действительно пекутся о стране, так и в рядах борцов за права народа далеко не все вожди искренне радеют за народ. И так же, как солдат, вступивший в ряды армии, или мелкий рядовой чиновник, вступивший в ряды политической партии, может неожиданно для себя оказаться пешкой в чьей-то грязной игре, так и тот человек, у которого хватило решительстости и смелости вступить на трудный путь борьбы за лучшую жизнь для народа, может оказаться использованным для совершенно других целей... А с другой стороны — разве будет лучше жить человеку, если он отгородится от общественной и государственной жизни, спрячется в своей лачужке, закроется в своей ракушке, как улитка? Нет, не будет легче... Государству для существования необходимы и те, кто ему служит, и те, кто его защищает, и те, кто пытается бороться за его усовершенствование. И если на государство нагрянет беда, не отсидится маленький человек в своей шкарлупке, разобьёт его о камни штормовая волна... Тэдоновцы — это те, кто, прочувствовав на себе несправедливость существующего общественного и государственного устройства, не стал продолжать стоически терпеть и смиряться, как другие, а храбро "ринулся в воду, не зная броду" и попытался что-то предпринять. Это — лучшие люди страны. Однако всё-таки... если бы у них было больше знаний о той сложной области деятельности, в которую они вступили, если бы они знали, "где в речке брод, а где водоворот", то они смогли бы сделать для страны гораздо больше. Но откуда простолюдинам тех веков достать знания о закономерностях государственного управления?  

В титрах обозначены имена только четырёх актёров, игравших членов общества Тэдон, но в дораме значимых лиц среди тэдоновцев было больше. Самые ярко запомнившиеся:

Продавец книг, умевший даже подделывать пропуска, — ценнейший сотрудник, чья гибель была тяжкой потерей для общества.
Сменившая его на посту книгопродавца смелая и решительная, с крепким характером женщина по имени Чжин Ён. У неё красивое и необычное лицо.
Стойкий и мужественный Сам Гиль и его младший брат О Гиль, совсем юный паренёк, почти мальчик, с длинной косичкой и горящими глазами.
Большеглазый, пылкий, безрассудно храбрый, громкий, вечно рвущийся в бой Бон Ду. По профессии он — мелкий торговец-разносчик, но характер у него прямой и простодушный, без всякой торговой расчётливости.
Полная противоположность Бон Ду — это Со Ён, стратег общества Тэдон. Образованный, поскольку бывший дворянин. Осторожный, но умеющий порой и рисковать. Умный, хладнокровный, рассудительный, даже расчётливый. В этом его главная сила. Но иногда в этом же — его слабость...

В титрах упомянуты не все актёры, игравшие тэдоновцев, да ещё и имена их героев не всегда упомянуты... На сайте сведения об актёрах и ролях довольно скупы... Так что приведу только те имена, которые знаю:
Со Ён — актёр Юн Чжин Хо.
Бон Ду — актёр Пак Чжэ Мин.
Чжин Ён — актриса Ли Чжу Ын.
Ещё двоих тэдоновцев играют актёры Чхве Ган Вон и Ли Сан Ин. Кого они играют? Может, Сам Гиля и О Гиля? Не знаю...

Надо сказать, что ТИТРЫ в дораме "Лицо короля" сделаны очень хорошо, на редкость достойно. Обычно в титрах, идущих в конце серий любых дорам, имена и профессии всех участников съёмок (и тех, что в кадре, и тех, что за кадром) пишутся в один общий список столбиком, и этот список, как огромный свиток, проматывается снизу вверх с такой сумасшедшей скоростью, что даже на стоп-кадре имена выглядят смазанными, их трудно разобрать. Что уж говорить о том, чтобы успеть прочитать их во время просмотра! Это не настоящие титры, а так, отмазка... Кстати, такие смазанно-бегущие титры в среде русских тележурналистов цинично, но метко называют "братской могилой" — мол, имена свалены скопом и похоронены, ибо никто их не прочтёт, и пропадут они в безвестности. Так вот, титры в конце серий "Лица короля" совсем не такие! Имена и профессии участников съёмок сгруппированы в несколько отдельных списков, и каждый список возникает в кадре, висит неподвижно некоторое время, и только затем исчезает, давая место следующему списку. Буквы хоть и не крупные, но чёткие, разборчивые. Скорость хоть и не позволяет дотошно прочитать все имена прямо в процессе просмотра, но даёт возможность желающему вовремя сделать стоп-кадр и спокойно прочесть любое из интересующих его имён. Вот такие титры — настоящая дань уважения труженикам и творцам дорамного искусства!!

А уж в конце последней, 23-й серии, создатели титров вообще поработали с размахом на радость зрителям: всех героев первого плана и значительную часть героев второго плана они представили в виде кратких, но ярких, показательных, характерных видео-отрывков с подписями — сверху имя героя/героини, снизу имя актёра/актрисы. Такая себе портетная галерея дорамы. Которая, что интересно, неслась по экрану под стремительный и горестный полёт песни "Это слово "Прощай"". Почему именно под эту песню? Просто потому что она главная в OST дорамы? Или это был намёк на то, как горько раньше времени прощаться со зрителями создателям дорамы, которым пришлось сделать 23 серии вместо предполагавшихся изначально 24-х?.. Во всяком случае, эти титры были замечательным широким жестом на прощание, настоящим подарком для зрителей!! Вот такие титры — бальзам на душу!!

***

"Лицо короля" — дорама, пробирающая до костей. Она производит столь же мощное впечатление, как знаменитая и прославленная "Императрица Ки", несмотря на гораздо меньшее количество серий, меньший размах географии и меньшую эпичность сюжета. С той только разницей, что "Императрицу Ки" многие недолюбливают за то, что, несмотря на всю её идеализированность и романтизированность по сравнению с реальной историей, эта дорама всё равно остаётся далеко не идеалистичной и даже самые положительные герои в ней не безупречно-благородные. "Лицо короля" этим не страдает, тут с идеалами и благородством полный порядок, благодаря чему просмотр не столь тяжёл, хотя и далеко не лёгок.

Почему-то в списке жанров дорамы стоит слово "триллер". То есть, в переводе на русский язык — "дрожалка", "трепеталка". В смысле — дорама, которая должна приводить зрителей в трепет, регулярно заставлять их переживать за героев, держать в напряжении без передышки. Да, действительно, смотря дораму "Лицо короля", переживать за главных героев приходилось круглосерийно. Ситуация по многу раз за серию балансировала "на лезвии ножа", рискуя рухнуть в пропасть. Главные герои регулярно оказывались на грани гибели, второстепенные и третьестепенные герои время от времени гибли. Но ничего такого особо сверхужасного, специфически нерво-трепательного в дораме не обнаружено. Я не очень разбираюсь в такого рода жанрах, но мне непонятно, чем это жанр "исторический триллер" на примере "Лица короля" отличается от любой другой исторической военной или политической дорамы, где переживаний тоже уйма. В "Бессмертном флотоводце Ли Сунсине" и "Тэ Чжоёне", в "Повести о Чумоне" и "Королевстве ветров", в "Императрице Ки" и "Великолепной политике" тоже в каждой серии приходилось переживать то за героев, то за государство, то за то и другое вместе. Хотя в жанрах не была специально указана никакая "трепеталка". Да и в не военной, а медицинской дораме "Хо Джун" в каждой серии приходится по нескольку раз на серию переживать то за одного, то за другого героя дорамы, — и за больных, и за здоровых, и за лекарей, и за не-лекарей... Так что если вы благополучно одолели перечисленные дорамы или другие им подобные, то "Лицо короля" можете смотреть без лишней опаски за здоровье нервов и сердца.

Чтобы смотреть "Лицо короля", нужен соотвествующий настрой — когда состояние боевое и хочется борьбы, хочется подумать о том, что правильно, а что неправильно, что честно, а что нечестно. Только тогда эта дорама будет прекрасной. Ведь всё-таки это — пусть оптимистическая, но трагедия, и смотреть её довольно болезненно. Она — как ясная зимняя ночь, когда глаза не могут оторваться от восхитительного, вдохновляющего и вводящего в глубокие размышления сияния звёзд в бездонном небе, а всё тело обжигает до боли мороз, тот самый "крещенский мороз", после которого становится чистой и вода, и душа зрителя...

***

Не каждый раз выпадает счастье встретить хорошую дораму. Но уж если встретилась — то после окончания просмотра встаёт во весь рост вопрос: как жить дальше, то есть что смотреть после такого шедевра? А после "Лица короля" встаёт и второй вопрос: как же там дальше жил-поживал Кванхэ? Ведь рассказ о его жизни до восхождения на престол в дораме завершён вполне гармонично, а вот новый этап его жизни уже как правителя мало того что показан лишь в самом многообещающем начале пути, так ещё и рассказ об этом начале такой краткий-краткий, пунктирный, скомканный... Создатели дорамы не виноваты: они хотели бы сделать торжественный финал поразвёрнутей, понапряжённей и поинтересней, но телекомпания повелела им сократить длину дорамы с 24-х серий до 23-х, и они выкручивались, как могли! Сумели, хоть и с трудом, завершить более-менее ладно, чтобы не испортить впечатления. Такова обычная участь дорамы, не набравшей достаточно высокого рейтинга. И за что корейские зрители такую выдающуюся дораму вниманием обделили? Нет, рейтинги были неплохи, провала не было, но и успех не особый, хвастаться нечем, а следовательно, и доход телеканалу от дорамы не так велик, как хотелось бы. Вот её и сократили. Хочется надеяться, что от наших зрителей эта дорама получит внимание, которого заслуживает. Судя по рейтингам, предпочтения наших зрителей во многих случаях не совпадают с корейскими.

Спасибо огромнейшее фансаб-группе Bears, которая совместно в группой LGTK (Let's Go To Korea) перевела на русский язык все 23 серии "Лица короля"!!! Кроме них, только "Мания" попыталась переводить эту дораму, но по какой-то причине не смогла довести перевод до конца, застряв после 9 серии. Остальные фансаб-группы к "Лицу короля" даже и не прикасались. И почему так?

Так вот, о том, как дальше поживал Кванхэ и как у него шла борьба за страну на новом витке, на новом уровне, есть замечательная дорама 2015 года под названием "Великолепная политика" (кстати, переведённая всё теми же Bears при поддержке LGTK). На сегодняшний день это лучшая из всех дорам, повествующих о сложном и тяжёлом, противоречивом периоде правления короля Кванхэ. Да и, несмотря на все различия, в настроении обеих дорам — "Лица короля" и "Великолепной политики" — есть нечто общее. Вопреки всей трагедии, они оптимистические и жизнеутверждающие. Они насквозь проникнуты духом отчаянной борьбы, в них обоих звучит: "Нет, весь я не уймусь!" Так что кому понравилась одна из этих дорам — посмотрите и вторую, не пожалеете!

Правда, между этими двумя дорамами сильное различие в трактовке образов исторических лиц. В особенности это касается лиц несмышлёной в политике королевы Инмок, храброго знатока чжурчженьских краёв учёного Хо Гюна и "служившей двум драконам" женщины по фамилии Ким, верной союзницы Кванхэ, — тут различие кардинальное, радикальное и принципиальное. Всё-таки "Великолепная политика" — это дорама познавательная, взаимовыгодный компромисс между необходимым для художественной дорамы романтизмом и историческими фактами, заново рассмотренными и переоценёнными свежим, современным взглядом. А "Лицо короля" — это взгляд на историю вообще какой-то нестандартно-альтернативный, это философское размышление о жизни пополам с приключенческой фантазией, в которую густо вплетены мотивы из реальной истории, но вплетены они не в документально точном, а в значительно преображённом виде. И чем больше узнаёшь реальную историю тех лет, тем больше видишь, как далека дорама "Лицо короля" от исторических фактов... и в то же время всё больше понимаешь, что исторические факты отражаются в ней с неожиданного боку! Даже в самых нафантазированных моментах каким-то далёким эхом отразились размышления сценаристов об исторических событиях и реальных биографиях людей той эпохи. "Лицо короля" — это не просто "приключения в исторических костюмах", это такой сплав, такой гибрид, такой раствор истории в фантазии, что и не отделишь их друг от друга...

Конечно же, принц Кванхэ из дорамы "Лицо короля", созданный актёром Со Ин Гуком по сценарию Ли Хян Хи и Юн Су Чжон, и король Кванхэ из дорамы "Великолепная политика", созданный актёром Чха Сын Воном по сценарию Ким И Ён — это два разных человека, у них разная "окраска" в характере, разный "оттенок": первый — более оптимистичый и мягкий, второй — более печальный и жёсткий. История жизни и борьбы до восхождения на престол у них двоих в чём-то одинаковая, а в чём-то отличающаяся. Это естественно: разные художники рисовали. Но тем не менее в самом главном эти два образа едины. Это всё тот же берущий на себя ответственность за всю страну, решительный, бесстрашный, не сдающийся упрямец Кванхэ. Только борьба его после восхождения на трон стала ещё труднее, чем до того. И выбор, который ставила перед ним политика, всякий раз становился всё более и более тяжёлым. Но он выбрал свой путь — защищать страну. И в этом, самом главном, он не сдался. Несмотря ни на что. Даже после того, как прошёл через "фабрику поломанных душ"... И он не забыл свою светлую юность: именно память о ней дала ему силы пройти через всё и выйти победителем.

И когда после "Великолепной политики" вновь смотришь "Лицо короля", то чувствуешь: нет, это не морозная зимняя ночь, это вдохновляющая повесть о юности, это тот самый жаркий солнечный июль, о котором поётся в песне из замечательного советского фильма "Зелёный фургон":

Мы были в том июле так искренне чисты,
Так далеки метели, так явственны мечты,
И было время вдоволь для друга и врага,
И были чувства остры, как лезвие клинка.


Далее в той песне звучит припев:

Ты где, июль, ты где июль?
Какая даль, какая сказка!
Не заметёт февраль, не заметёт февраль
Твой буйный зной и бешеные краски!


"Великолепная политика" — это повесть как раз о том феврале, который замёл и выморозил очень многое, но самого главного, как ни силился, так и не смог замести. Времена года идут своим чередом, и вновь прилетел тёплый весенний ветер...

И снова солнце слепит, и снова тот июль!
Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Иль Дже Ми
Аватар Иль Дже Ми
Все отзывы Иль Дже Ми 40
Все отзывы на The King's Face
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 04.03.21

Меню