Отзыв на дораму The Queen

Оценка автора: 8/10
Дата написания:

Оцените отзыв

     Фильм снят по мотивам старинного китайского романа «Обретение богов» («Фэншэнь Яни»), созданного во времена династии Мин (14-17 вв.) на основе легенд о божествах, демонах, мудрецах и царстве Шан, которое в самом деле существовало на заре китайской государственности за два тысячелетия до нашей эры (то есть четыре тысячи лет назад), что нашло отражение в фольклоре и подтверждается археологическими находками.

Содержание романа захватывающее, ужасает и увлекает одновременно, а также имеет нравоучительную концепцию. В предостережение будущих правителей объясняется, как случилось, что Шан погибло, а на его руинах возникло Чжоу. А дело все в том, что последний шанский царь сбился с пути добродетели настолько, что оскорбил саму богиню-прародительницу Нюйву. Вот она и подослала к нему лисицу-оборотня, изощренно погубив его через общение с коварной красавицей.

Шанскому царю, тирану и сластолюбцу, противостоят князь Чжоу и еще некоторые лица, чьи моральные качества неизмеримо выше, в связи с чем эти герои и побеждают в конце концов, а, кроме того, сами становятся небожителями (те самые боги, к обретению которых апеллирует заглавие романа).

В общем, очевидно, что о падении шанцев потомкам рассказали победители-чжоусцы, потому что, как известно, историю пишут и легенды сочиняют победители. Но это так, к слову. Дело давнее, пойди узнай теперь, кто там был прав, а кто нет. Скорее всего, все были хороши. 

Таким образом, понятно, что материал для кинематографии богатейший. Тут и дораму можно забабахать на все 100 серий, и полнометражку замутить, что в данном случае и произошло.

Разумеется, сюжетные линии были упрощены, и это совершенно оправдано для такого формата, но также изменены по сути, - кардинальный ход, создающий интригу, кто тут искусительница, а кто лучший глава для страны. Иначе все карты были бы раскрыты с самого начала. 

В результате переработки первоисточника конфликт богини и царя вообще остался за кадром, а на первый план оказалась выведена лисица, на которую в основном и легла вина за то, что случилось с царем и с его царством.

Впрочем, поначалу и лисица, еще помнившая боль отрезанного хвоста и не успевшая забыться перед ликом богини, не особенно была расположена проявить темную сторону своей натуры, производя впечатление вполне приличной девушки. Однако ее все время что-то подталкивало в спину: то подружка-змейка (в романе она феникс, а не змея, но неважно, так даже эффектнее) устала быть паинькой, то объявился завистник (потому что зависть она и на небе зависть) того мудреца, которого высшее божество отправило разрулить всю эту земную заварушку… Последствия вызвали в лисице бурю переживаний, губительную для окружающих.

То есть многоходовочка такая, где одно тянет за собой другое, и все можно понять и объяснить, но простить нельзя, ибо слишком много бедствий свалилось на несчастный земной люд, тяжкая доля которого фрагментарно демонстрируется в сцене возведения Оленьей башни.

И все, финита – происходит заключительное сражение между демонами и мудрецом, протекающее по всем законам жанра сянься-уся, то есть с гигантскими прыжками, головокружительными вращениями, сверкающими посохами, магическими лисьими хвостами и прочими громами и молниями в самом стремительном темпе. И вся эта компьютерно-графическая феерия приводит к закономерному результату, а из тыквы-горлянки с подсказками выплывает сообщение, кратко констатирующее, что такова «воля небес». Кто бы сомневался.

     Теперь подробнее о действующих лицах.

     Мудрец и маг  ЦЗЯН  ЦЗИЯ.  Исторический персонаж, к слову сказать, министр первого царя династии Чжоу. Легенды трансформировали этого талантливого придворного в отшельника, доносившего свою мудрость до окружающих с помощью иносказаний - например, рыбной ловли, про которую надо было догадаться, что он ловит не рыбу, а праведного правителя. Цзян Цзия вовсе не кладезь добродетелей, однако чист душой, ибо среди свойственных ему пороков, вроде лени и пристрастия к ликеру, нет наиболее тяжкого – тщеславия.

Персонаж затмевает своим очарованием саму лисицу. Если я буду пересматривать этот фильм, то ради милого чудаковатого Цзян Цзия.         

ДАЦЗИ,  девятихвостая лисица. Как уже сказано, очаровательна, в самом деле, - красивая, конечно, а также обволакивающе-усыпляюще-женственная. Хотя вначале вроде бы даже воин, но все равно сама нежность и мягкость. Прекрасный образец лисицы-оборотня, причем во всей многоплановости – способной и на добрые чувства (к царю ведь она была расположена искренно и советы давала ему на заре отношений хорошие), и на затаенное коварство (демон все-таки). А какие роскошные наряды, какие изумительные короны… И как волнующе-таинственен красный светящийся полог брачного ложа, на которое красавица увлекает супруга (нет, откровенных сцен не предусмотрено, но намеки бывают лучше откровенности). В целом - против такой не устоишь. 

ЦАРЬ  и не устоял. Грубоватая внешность персонажа, подчеркнутая щеткой бороды («Бородач», - представляется он без ложной скромности при знакомстве), соответствует не самому замысловатому внутреннему миру, взбаламутить который оказалось лисице не так уж сложно. Она увлекла мужчину и умом, и прелестью, а там и вовсе околдовала, заставив верить каждому слову и выполнять свои прихоти.

Одним словом, слаб оказался шанский царь, и раскрытие образа свидетельствует об этом со всей определенностью. А как хорош был осенний пейзаж над рекой, где он беседовал с Дацзи, которую, как ему казалось, взял в плен, хотя плененным оказался сам. Эти огненные осенние клены, это девичье платье цвета голубоватого опала, отраженные прозрачной водой…

Остальные действующие лица также представлены достойно. Набор демонов на драконьей свадьбе в глубинах гор впечатляюще разнообразен. Демон-свинья с хорошо прилаженным пятачком на толстом лице, обуреваемый нечистым любопытством перед дверями высочайшей опочивальни, и демон-дракон, хотя его черный нос и смахивает на печеную картошку, - способны запомниться. Соперник Цзян Цзия с мотающейся перед лицом длинной челкой (может, это она ему раздражительности добавляла) – вполне колоритен. Мифическое существо, выделенное седовласым небесным владыкой в помощь своему эмиссару и удачно воплощенное в упитанного спутника-слугу, чтобы не рисовать его постоянно рядом с актером, - создает светлую атмосферу дружбы и верности.

Положительные герои – царский советник, князь Чжоу и его сын - положительны, как и следует. Разве что глубины не достает. История с мясным пирожком, согласно роману, многозначительней и потому более жуткая, в фильме же это проходной эпизод, способный только добавить черной краски в испорченную ауру зарвавшейся лисицы.     

Антураж тоже вполне соответствует, хотя ужасный медный столб, использованный шанским царем по наущению кровожадной Дацзи для казни, в представленном магическом варианте, пожалуй, проигрывает тому, про который говорится в легендах.   

Змеиная яма и мясной лес с винными прудами пропущены, но  ОЛЕНЬЯ  БАШНЯ  представлена во всей своей демонической кульминационной красе. Огромные рога, замыкающие заоблачное сооружение, вызывающе упираются в небеса, но на небесах время течет по-другому, там могут долго ждать, а потом зато – бац… и суровая справедливость восторжествовала.

     Заключение: неплохо, в самом деле. Все четко, логично и динамично. Яркие рельефные образы, красивые сцены, к тому же не только те, где спецэффекты сыплются, как из рога изобилия. Подача сюжета чаще прямолинейная, но местами даже не без полутонов. Философия ясная и простая, зато против нее не поспоришь. 

Схватки налету даосов и демонов, правда, далеки от оригинальности, но, конечно, жанр определяет: сянься-уся все-таки. 

Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Белая сова
Аватар Белая сова
Все отзывы Белая сова 36
Все отзывы на The Queen
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 10.01.22

Меню