Отзыв на дораму Squid Game

Оценка автора: 3/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Сегодня мы будем говорить об истории, которая прошлась настоящим вихрем по интернету. Действительно, шумовой эффект от этой дорамы зашёл настолько далеко, что можно узнать сюжет и увидеть треть самых важных кадров, поболтать о сериале и составить мнение далеко задолго до просмотра. Звучит поразительно и слегка безосновательно, но всё произошло именно в этом порядке. Перед началом этого путешествия на сайте вас будет ждать обязательное предупреждение "18+", и это верно, хоть и мало кого может остановить. Долгое время я сама обходила стороной данный сериал, не будучи уверенной, что мне имеет смысл начинать этот просмотр. Но потом, перешагнув через все стадии эмоционального удивления, мне стало даже в какой то-степени интересно, изменится ли мое мнение по итогу или нет.

Мне хотелось если не оценить чуждый для меня жанр, то хотя бы понять, о чём эта история на самом деле и разобраться, почему она популярна. А дальше уже сделать выводы, какие есть. Это тоже далось мне не с первого раза. Вернее сказать, первая попытка вылилась в 5 листов эмоционального текста, которые не единожды переписывались, но сократиться так и не смогли. А позже – легли в долгий ящик. И я вновь и вновь возвращалась к ним, перечитывала, откладывала и снова возвращалась, как будто пытаясь найти что-то новое в своих словах. Признаться, тут моему упорству можно позавидовать.

И так, передо мной предстала история, которую называли то ли трагедией, то ли комедией (сатирой на современное общество). Хотя сами эти определения диаметрально противоположны. Признаться, трудно описать сюжет, в котором все играют, выбывают и умирают. Что-то в каком-то, как мне казалось, узко профилированном жанре, которое неожиданно решили посмотреть буквально все.

По сюжету перед зрителем предстает нечто очевидное, как детские игры, в которые играют сначала не по своей воли (потом уже формально по своей) и совершенно не по-детски, а сверху за этим наблюдают таинственные обозреватели, лица которых скрыты под масками. Некая социальная сатира, которую можно было бы показать в более приближенных к реальности и адекватности жанрах, вылилась в один из самых непонятных феноменов (уже) прошедшего года. Так или иначе, вроде в этом и заключается мастерство кинематографа, чтобы не «расплескать» свою мысль по дороге, чтобы показывая - объяснять и доносить. Здесь же, показали очень экстравагантно, ничего, собственно, и не успев рассказать. А рассказывая, возможно, предполагая идею, не смогли ее реализовать. Герои по большей части - не вызывающие симпатии, а зачастую попросту отвращение (как и наблюдатели); бесконечные ничего не рассказывающие смерти один за другим, в которых нет ничего достойного, не двигают никуда сюжет. История, в которую домыслили тысячу смыслов, но которая не раскрыла их сама. На деле - это все ещё метафора, доведённая до абсурда, и намерение, доведённое до метафоры, идеи, в которую при особом рвении и желании можно вложить кучу смысла. (Или не иметь такого желания и ничего не потерять...)

Снизу до верху выстроились герои, которые убивали друг друга, их убивали охранники, а за теми пристально наблюдали зачинщики этой затеи. На каждой ступени этой "лестницы" участники шли по головам, ведомые своим безумием и отчаянием. И красивая лестница, по которой туда-сюда замысловатыми путями водили героев, выглядит в этой связи весьма символично – это как путь со дна социальной лестницы на дно моральной и человеческой.

Несмотря на все мои старания ощутить хоть какой-то смысл, это всё просто не поддавалось моему объяснению. Доведенные до полубреда обезумевшие люди верят в то, что выиграют в игре, где шанс чуть ли не меньше, чем в лотереи, а ставка – их собственная жизнь. При чем, мы можем видеть, что за людей в этой игре не держат ни игроков, ни охранников. Кажется, как будто людей там просто нет и ни для чего человеческого - нет места.

И всё это в сводящей с ума атмосфере разукрашенных ярких стен. Вот это действительно пугает: свет по расписанию, маски вместо лиц и личности, вместо имён – цифры, одинаковые костюмы (что с одной, что и с другой стороны), одинаковая еда, позитивный голос на фоне, и методичность вершения игровых правил. Реальность, которую они нарисовали для героев – действительно ужасает. Но даже в этом изолированном от всего живого мире с предельно четкими правилами игры нашлись участники, владеющие лазейками или прокладывающие их. В этой совершенной системе что-то странное происходило и среди охранников.

«Идея в том, чтобы показать пороки общества»? Как в известном челлендже «до/после похудения» - пока только «до». Нам дают пороки и потом ещё пороки. И, собственно, всё… Скромно взывая к смыслу, я так к нему и не пришла.  Происходящее меня напрягало. Это реально было трудно смотреть. И речь не о собственно «розовых пони». Это произведение тоже само по себе – пародия на реальность. Если существует таковое – то это «чёрное пони». Какой-то вакханолический апогей, который вроде несет множество задумок автора, но не несет морали и цели, кроме насилия, и снова насилия, пороков – близких апокалипсическим своим масштабом. Сама по себе ничем не оправданная жестокость не делает идею – идейной и не может заменить каких-то недостатков экранным временем: она просто даёт «хлеба и зрелищ», которые в сущности - совершенно бессмысленны (как и все эти смерти). Я склонна думать, что истории, которые выходят в такие большие массы народа, должны себя оправдывать больше и выше, чем это известное выражение про зрелища. Иначе получается какое-то дурновкусие.

«Раскрытие порочной сущности человека в трудной ситуации»? Сущность человека могла бы раскрываться в каких-то его, например, хороших поступках или их отсутствия. Да просто в обычной жизни. Но сущность в играх? Это скорее ломка человеческого начала игроков под влиянием неизменных факторов, искажающих их разум и превращающих в животных. Проблема в том, что когда нам говорят, что кто-то плохой – они показывают кого-то хорошего. Если говорят, что плохо – значит, есть что-то, что хорошо. Если показывают чувства, то имеющие цель. Если героя – то он так или иначе заставляет себя прочувствовать. Такой бессмысленной ни к чему не ведущей и ни на чем не основанной трагедии, казалось, я просто не видела никогда. По логике первоначального посыла получается - что и вверх и низ одинаково алчен, и все подчиняется системе, в которой нет никакого смысла и которая никому не нужна... Охранники, которые с такой точностью убивают игроков – иллюстрация и апогей этой бессмысленности. И здесь нет ни людей, ни ценности их жизни. Сюрреализм, который ни то да, ни то нет, картинка, которая как бы хочет нам что то сказать про пародию на алчность и несправедливость, но в такой извращённой форме, что не понятно то ли смеяться нужно, то ли плакать…

Подходя к сути - 3 проблемы «Игры в кальмара»

1.Алчность кого нам хотели показать?

Зрители, как и наблюдатели, смотрят за тем, как игроки борются за свои жизни, с каждой минутой всё больше и больше опускаясь в человеческую бездну. Оценивать жадность игроков в условиях далёких от адекватности и реальности, в которых принимаются решения обычно, было бы как-то неуместно. В Хоббите есть такая фраза «Трудно винить обреченного за желание спастись». Понятно, что моральной составляющей в ситуации просто нет и её не чем оценивать. Но оценить их порочность тоже не получилось. Грубо говоря, главная проблема этих людей была не деньги - а жизнь. Они хотели выжить.

Жадность охранников – помимо известного эпизода пока никак не открыта, не ясно кто они, почему на это пошли и зачем позволяют закрывать себя в маленьких комнатах и не иметь лиц.

Пороки наблюдателей – это такая извращённая и гипертрофированная картинка, что вызывает она только максимальное отвращение, из-за которого я чуть не бросила, пройдя тяжёлый путь в 7 эпизодов. Из серии: «покажи кто здесь злодей и антигерой» - а злодей здесь даже не ведущий, а смесь гротеска и пародии в непонятных сочетаниях. Карикатурные персонажи как вершина происходящего безумия - сами вообще ни к чему не стремятся и не преследуют никаких целей. Им всё равно как будто случайно зашли посмотреть спортивную игру в баре у дома, в которой они не сильно разбираются. Даже своеобразный юмор получается – людям, которые это создали это, в общем-то, и не нужно.

2. Я не представляю как, но это нужно было действительно постараться, чтобы герои в принципе не вызывали симпатии. Ни одного чистого персонажа (кроме бабушек и прочих, кто не имел к сюжету никакого отношения). Даже полицейский, который что-то пытался делать (что у него, разумеется, не вышло) – делал это какими-то странными способами: ходил, убивал всех подряд, разгуливая по этому цирку. Впрочем, справедливости ради - его было немного жаль.

Победитель этих игр, который до них совершенно не подходил на роль социально ответственного человека, придя на игру, оставил за собой море трупов, не понятно каким чудом вообще дойдя до финала. Впал в депрессию, а под самый конец проложил путь для второго сезона. Снова бросив свою дочь, он развернулся с намерением спасти мир или что-то в этом роде. Видимо, чтобы заменить в этом плане полицейского. Но, признаться, его моральные стенания после всего (да и с самого начала) не смогли сыскать любви к персонажу. Вообще его поступки часто гуляли на разных полюсах с происходящим. А мысли тоже где то отдельно. Кто то расценивал это как моральную составляющую - но по мне он просто не мог определиться, что ему делать и вполне удобно устраивался, пока кто то совершал плохие вещи за него, прокладывая ему путь.

Надо сказать, что смерти персонажей, которые относительно всего масштаба происходящего не успели наделать пакостей, тоже не воспринимались как драматический эффект – они попросту растворялись в других бесконечных смертях.

3.Моя третья проблема – множество насилия в кадре, которое не преследовало никакого сюжетного смысла, да и смысла как такового. Даже сверх этой игры происходили какие то непонятные эпизоды насилия и пороков... которые вообще уже не ясно, куда еще добивать смотрящего.

Соответственно:

1. Пытаясь изобразить пороки, в итоге непонятно, что вообще хотели сказать.

2. Герои, которым не симпатизируешь и за которых не волнуешься.

3. Множество непонятного насилия, которое умножало отсутствие смысла.

 

Что ещё сказать?

Да, как верно подмечали некоторые люди в своих отзывах, бывают сложные и неоднозначные, не ванильные, не скромные на всякого рода кадры сериалы. И ты можешь воспринимать их или не понимать. Но часто (как и сейчас) дело именно в том, что одни из них заходят к просмотру, а другие почему-то нет – дело в содержании. И в этом в гораздо большей степени, чем во вкусах (которые многие смело изъясняют  «розовыми пони» и «кисейными барышнями»).  Оставьте уже пони, единорогов и розовые очки в покое – они тут совершенно ни при чём… Когда ты воспринимаешь сюжет – ты воспринимаешь его сложность и принимаешь специфичность реализации (если такова имеется). Но когда логика сюжета не воспринимается, а реализация рвется в неясную степь – все специфические черты подачи разваливаются как карточный домик. Они становятся просто бессмысленны, неоправданны и зачастую раздражают.

Нужно сказать, что помимо специфичных кадров в сериале просматривается много на первый взгляд очевидных посылов, начиная вдаваться в которые, всё и разваливается подобно карточному строению. В итоге ты не можешь ответить себе на простые вопросы «а что же тебе хотели сказать на самом деле?», «что хотели показать?», «и для чего это все было?».

Висящие на потолке деньги как прозрачный посыл на мой взгляд занимали вообще какое-то – фоновое место в этом безумии. Дурманящие глаза больным в логическом и психическом плане этим обреченным людям, они говорили не сколько об алчности, сколько походили на своеобразный символ могилы каждого из запертых там людей. Им всем предстояло умереть в игре без права неучастия. И никакого морального выбора в игре нет. Нельзя пожертвовать собой, нельзя спасти кого-то – никто не спасётся (кроме одного безумного не победителя – просто случайно обречённого на жизнь). И в любом из развития событий всё – всё равно будет подчинено одной цели – развлечению наблюдателей.

К вопросу о добровольности участия в игре, алчности героев: как сказали бы некоторые – они же туда пришли сами. Да – в большинстве своем не отдавая отчёта в своих действиях и совершенно точно не собираясь умирать. Кто-то думал, что ему повезет, кто-то вообще не думал, кто-то в отчаянии считал, что ему нечего терять. Факт действительно в том, что каждому отдельному из вернувшихся не хватило сознательности и ума не вернуться – остаться там, в реальной жестокой к ним действительности. Они решили от нее сбежать. Но, я думаю - никто из них не хотел умирать на стеклянном мосту, в игре с шариками и в любой другой игре. Перед лицом смерти все они были равны в одном – желании жить. А их выбор – «выбор большинства» походил на искусный психологический трюк, где выбор как бы есть, но люди, не смогшие сделать его по одному (каждый для себя) не смогли бы и сделать его совместно. Наверное, если бы перед ними были открытые двери на улицу – они бы бежали оттуда не оглядываясь при каждом виде нового задания. Но двери были закрыты в глубине неизвестного острова в океане.

Набор коротких размышлений и пояснений:

Слова, обращенные к главному герою, могли прозвучать по-обывательски и, возможно, показаться слегка циничными. Но когда встречаешь таких людей в жизни, не часто проникаешься к ним чувствами. Вернее, жалость, грусть, бессилие – такие чувства есть. Но чего здесь нет – это чувства понимания.

Можно ли реабилитироваться со дна? Может ли социально безответственный человек стать ответственным? Ответа на этот вопрос у меня, к сожалению, нет. Как, наверное, и у многих. И герои этой истории…они вызывают страх. Страх того, что ты упадешь и не сможешь подняться. Хотя, для каждого здесь найдется, наверное, свой страх.

Постирония: впечатлительные люди не впечатлились сюжетом (назвав его жестоким), а не впечатлительные – впечатлились и им и персонажами, назвав это гениальным. Всё одновременно так и наоборот: чтобы впечатлиться, наверное, надо быть впечатлительным. Только все вкладывают в свои впечатления разный смысл.

Для меня - это история с поверхностным смыслом и необъяснимой жестокостью. Как пенка на молоке – невкусная и не раскрывает вкус молока. Сюжет не «зашел» ни как реальный, ни как ирреальный, превратившись в какую-то иррациональность и увенчавшись полным когнитивным диссонансом.

Для справки: я не выражаю роль фанатика, который хочет отговорить кого-то и с бубном станцевать пляску, чтобы вам пришло в голову посмотреть что-то другое. Человеку со стабильной психикой и сознательностью – вряд ли сюжет может принести вред. – Как говорится: «Хорошего человека ничего не испортит». Но неокрепшим умам, я бы действительно настоятельно не советовала смотреть.

P.S. Моё мнение, скорее всего, отличается от большинства уже изложенных. Но, как сказали бы в приличном обществе – прошу простить мне мое невежество, если оно таковым могло показаться.

Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Ночная фея
Аватар Ночная фея
Все отзывы Ночная фея 28
Все отзывы на Squid Game
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 30.07.22

Меню