Отзыв на дораму The Yotsuya Phantom

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

В 1825 году была поставлена весьма примечательная пьеса. Главной героиней была несчастная женщина по имени Оива, которую убил собственный муж, после чего она превращается в мстительного духа. Считается, что данная женщина жила на самом деле. Во всяком случае есть могила 1600-х годов, на которой написано это имя. Являлась ли та Оива реальным прообразом Оивы из пьесы, или они просто тёзки, доподлинно неизвестно. Но благодаря этой пьесе сама могила получила мировую известность. Она стала не только достопримечательностью, которую показывают туристам, но и объектом паломничества для всех театральных и кино трупп, которые собираются сыграть эту пьесу (считается, что иначе дух Оивы будет мстить, насылая на труппу болезни и несчастные случаи).

Пьеса имела оглушительный успех, и совершенно не забылась за 200 лет. Именно Оива стала одним из самых известных образов мстительных призраков в японском фольклоре, в итоге послужив прообразом для другого не менее популярного призрака - Садако из "Звонка".

Но вернёмся к фильму. Экранизации пьесы имеют свой индивидуальный подход к постановке. Меняются второстепенные персонажи, некоторые локации или события. Но неизменными остаются сама Оива и её муж Иэмон, а так же последующая месть Оивы. Однако конкретно в этой экранизации режиссёр решил отойти от основной фабулы - мистицизма, в сторону бытового реализма. Да, мистические события как бы появляются на экране. Но они совершенно незначительны. Это больше отсылка к оригинальной пьесе, чем сама мистика, как таковая. В итоге перед нами предстаёт история не мести призрака, а бремени страстей человеческих. Оива является мужу не, как злобный дух, а всего лишь галлюцинация, вызванная сильнейшим потрясением и нервным истощением Иэмона. Его, как и Раскольникова в "Преступлении и наказании", мучает совершенное им преступление. Поддавшийся в своё время искушению богатства и высокого статуса, ценой которых была жизнь жены, Иэмон оказывается совершенно не готов к последствиям своего выбора. Это выматывает его душу, заставляет мучиться от кошмаров и видеть в каждой тени Оиву, в итоге полностью сводя его с ума. Для этой экранизации не нужно призывать дух Оивы, что бы покарать злодея-мужа. Здесь он прекрасно справился с этим сам. Своими руками разрушив и потеряв всё, что имел и ради чего убил свою жену. 

При этом лишь один персонаж может зваться злодеем в полной мере, и это не муж Оивы, а его помощник. Именно он толкает Иэмона на преступление, действуя, как дьявол-искуситель, выступая посредником между купеческой семьёй и Иэмоном в вопросах брака. Здесь режиссёр переворачивает шаблонный образ находчивого слуги, что своей ловкостью и хитростью устраивает семейную жизнь своих господ, не забывая позаботиться и о себе, отхватив в жёны симпатичную служанку госпожи (классическим примером такого слуги являются Труффальдино и Фигаро).

Остальные персонажи не могут быть поделены на белых и чёрных, они скорее серые, так как все подвержены тем или иным недостаткам. Благодаря чему и получаются весьма живыми и реалистичными. Оива добра и по-собачьи предана мужу. Что заставляет её унижаться и ползать на коленях перед ним, лишь бы он не разводился с ней, и тем самым толкая его на радикальные меры. Иэмон - трусливый и малодушный, подверженный чужому влиянию. Он страдает от своей нищеты и комплексует из-за того, что является ронином, что вынужден мастерить зонтики на продажу. Его съедает совесть перед женой и память об их былой любви, но жажда богатства оказывается сильнее. Кохэй - тот самый "третий лишний". Способный на отчаянные поступки ради любви к Оиве, но всегда опаздывающий там, где надо, и приходящий тогда, когда не нужен. Дочь купца - избалованная наивная девчонка, что решила, что мимолётно увиденный ею красивый самурай - любовь всей её жизни, и непременно должен стать её мужем. Купец - слабовольный дурак, что во всём потакает своей дочери, и готов принять в зятья малознакомого человека, раз дочка так хочет. Служанка купеческой дочки - недалёкая женщина, что поддалась искушению злодея, и активно участвовала в брачной афере, думая, что заодно и себе устраивает судьбу.

В итоге то, что при иных обстоятельствах стало бы типичной комедией положения, где с помощью различных хитрых уловок, герои преодолевают препятствия дабы в конце пожениться (классический пример: "Труффальдино из Бергамо", "Севильский цирюльник", "Собака на сене" и т.д.), здесь становится кровавым кошмаром для персонажей, за то, что они идут на поводу у своих мимолётных чувств и низменных желаний. 
Я советую этот фильм для обязательного просмотра. Эта экранизация только выиграла, намеренно уйдя от мистицизма. 
Автор: Kuroneko-hime
Аватар Kuroneko-hime
Все отзывы на The Yotsuya Phantom
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 27.09.23

Меню