Фильм- неожиданность, фильм -ожидание, фильм - настроение... Именно в такой последовательности.
Первая неожиданность - чёрно-белая съёмка. Для 2000 года довольно необычное решение. Но для сюжета безусловно выигрышное. Там, где не хватало наполненности диалогов, в действие вступало отсутствие буйства красок. Получалось очень даже здорово. Неожиданность вторая - это то, что я его в принципе досмотрела. А ведь могла, по глупости, бросить на половине. Нет, на половине уже не могла бы, а вот на одной трети - вполне. Третья неожиданность - полная условность сюжета как такового. На мой дилетантский взгляд. Понятно, что фабула присутствует, но уж очень размыто и не самостоятельно. Она не кажется главной причиной появления киноистории. Не совсем согласна с определением жанра (не для критики, просто рассуждение). Не заметила драмы совсем. Если бы существовал такой жанр, как "жизнь", вот это было бы в самый раз. "Повседневность" тоже не отразила бы точно то, что происходит на экране. Надо сказать, что сценарист, он же "сам себе режиссёр", вообще отличается именно таким стилем изложения своей мысли. И не берусь утверждать, что до конца поняла авторский замысел. Творческие люди - они такие, никогда нельзя с уверенностью сказать, что они имеют ввиду. Иногда "занавески на картине синие просто потому, что они синие". Так что, хотел ли автор порассуждать о важности момента потери девственности буквально или использовал этот момент просто как повод, для меня осталось загадкой. Опять же, зная склонность жителей Востока к символизму...
К вопросу об ожидании. Сюжет таков, что всё время ловишь себя на мысли, что думаешь о том, что же будет дальше. В том плане, что на экране не происходит ничего завораживающего или увлекательного и постоянное ожидание того, что вот сейчас самое интересное и начнётся. При этом внезапно осознаёшь, что половина фильма уже благополучно пошла, а действия продолжают плавно перетекать одно в другое. И (опять неожиданность) - дежавю. Я добрых десять минут думала, что это просто глюк - не так смонтировали, не так залили, ну или что-то ещё не так. Через время приходит понимание того, что сюжет уже совсем не тот, Вроде история повторяется почти слово в слово, но отличия налицо. Сначала эти отличия почти неуловимы, но постепенно всё окрашивается абсолютно другим смыслом. И возникает ощущение альтернативной реальности. Да, всё могло быть и так. Или было так. Или будет так. Этот приём лично у меня вызвал удивительный эмоциональный подъём.
И о настроении. Важно -не важно, Чеджу - не Чеджу. Может и не самое романтичное решение, не самое нежное исполнение, но во всём действе было что-то удивительно трепетное. Во всём произошедшем есть что-то очень человечное. Оценивать произошедшее можно по разному, однако самые главные и нужные слова были сказаны. Услышаны. И герои становятся безумно симпатичными. И потому после просмотра остаётся очень приятный и необычный эмоциональный шлейф. В конечном счёте, кино об отношениях между людьми. И в этих отношения важны именно нюансы. Истории похожи, но небольшие вариации могут дать совершенно другой результат.
P.S. Чёрно- белое кино очень трепетно относится к женской красоте!
Зритель, спасибо за рецензию (благодаря которой я увидел достаточно редкую для кинематографии сцену, причем разыгранную как бы в реальном времени). Тем не менее, хотя я и согласен с каждым словом Вашей рецензии, все же хочу, воспользовавшись одной из ее тез: "небольшие вариации могут дать совершенно другой результат", остановиться на этих самых вариациях. В начале просмотра "О! Су Джон (Virgin Stripped Bare by :бип: Bachelors)" мне показалось, что автор презентует свое детище (в манере документального кино), как некий любительский шедевр. Перейдя же экватор, я подумал, что замысел фильма навеян старой (1963 год) итало-германо-французской черно-белой кинолентой "Супружеская жизнь" (первая серия которой рассказывает историю краха супружеской пары с точки зрения мужа, а вторая показывает, как те же самые события воспринимала его жена). Однако в ходе просмотра второй (как бы повторяющейся) истории "Девственницы..." я осознал, что в ней некоторые события (вроде бы и имеющие аналоги в первой истории) происходят как бы с заменой одного героя на другого. Но значит ли это, что перед нами не вариация супружеской жизни, а нечто иное? Бегло пересмотрев (но уже) Супружескую жизнь, я с удивлением обнаружил, что и она наводнена подобными нюансами. Собственно, и там нам были показаны разные истории (но имеющие не только общих героев, но и общие точки соприкосновения). Другими словами, женский пересказ истории развода, на самом деле, основан не на восприятии супружеской жизни со стороны жены, а является этаким ее виртуальным планом фальсификации событий, как доказательства невиновности героини в разводе (безусловно, она мужа любила, но дурачила его потому, что ей, как успешной женщине, иногда просто хотелось, познакомившись с очередным успешным мужчиной, в очередной раз убедиться, что для нее лучше мужа мужчины нет, но какая бы жена смогла б все это мужу честно объяснить?). С другой стороны, виртуальный план героини можно трактовать и как намерение подправить некие свои деяния в прошлом. В самом деле, если ты уже узнала, что итальянец хуже мужа, зачем согласилась на прощальный секс, после которого и спалилась? В новой жизни туда его (разумеется, прощальный секс) в корзину. А что насчет нашей Девственницы? Судя по названию (Девственница, оголенная своими холостяками), можно подумать, что именно сцена потери девственности и есть фишка фильма. Однако, исходя из того же названия (оголенная, значит, показанная со всех сторон), но беря в расчет два (как бы необязательных) эпизода: в одной реалии у любовника главной героини украли видеокамеру, а в другой уже у брата главной героини кинокамера оказалась бесполезной (из-за прекращения производства пленки), можно сделать неожиданный вывод, что (нам не показанная) подоплека некоторых моментов этого фильма кроется в других кинолентах (ведь похититель новой камеры - режиссер по профессии, а на кинопленке старой камеры может находиться только старый фильм). Старая лента - намек на Супружескую жизнь, но на что намекает украденная камера? На украденную идею? Тогда у кого? Пересмотрев еще раз "О! Су Джон", меня к концу осенило, что фильм к тому же сделан в духе бега Лолы ("Беги, Лола, беги", Германия, 1998г), но имеет мотив фильма "День Сурка" (США, 1993г). Мотив Дня Сурка прост: некая высшая сила заинтересована в том, чтобы произошел секс между определенными партнерами именно в определенное время (быть может, для реализации предопределенного, скажем, астрологией зачатия ребенка?). Основная же идея фильма "Беги, Лола, беги" заключена в тезисе, что человеку, допустившему "смертный" грех, дается шанс его исправить в альтернативной реальности, куда он попадает после смерти (а попадает он туда на момент судьбоносного выбора), т.е. для героя все как бы начинается с начала, но где-то в его подсознании хранится плачевный результат прошлого (неудачного) выбора, заставляющий принять на этот раз другое решение (ну, а для зрителей все как бы повторяется, но повторяется с большими или малыми отличиями в том или ином эпизоде). Для фильмов подобного рода присуща, как обязательный элемент, фиксация (в памяти зрителя) точки разрыва-соединения реалий альтернативных миров. В беге Лолы таким элементом является телефонный звонок (да и в Супружеской жизни он тоже имеет место быть), а в Дне Сурка - будильник. Наша же Девственница обладает ими обоими (в качествах намерения и ожидания). Понятно, что и эпизод с застрявшим вагончиком канатной дороги (выводящей на современный фильм "Моя обыкновенная история любви") намекает на миниатюрный, скажем, час Сурка, но на что намекает повторяющийся в кульминации заглавный вопросительный возглас героя: "О! Су Чжон, это ты"?
Занимательно! Комментарий по объёму превышает мою рецензию! Как всегда, интересно познакомиться с необычной оценкой того, что пытался оценить сам. Придётся теперь посмотреть "Супружескую жизнь". Со всеми остальными посылами спорить не стану - такая точка зрения имеет место быть. Спасибо за внимание. И, надо сказать, на сегодняшний день фильм вызывает такое же чувство уважения, как в день просмотра.
Нет, нет! Я не унижаю фильм и не упрекаю автора "О! Су Джон" в плагиате - все сделано нарочито (в той же "Моей обыкновенной истории любви" нарочитых деталей, намекающих на культовый экшн "Беги, Лола, беги", гораздо больше). Дело в другом - что именно автор хочет до нас (зрителей) донести (но уже своим) фильмом? Ведь, как подметила в комментарии (автор рецензии на фильм "Моя обыкновенная история любви"): "В человеческом сознании слишком много всего намешано, есть риск ошибиться".
P.S. Заглянул в фильмографию актрисы и обомлел. Очень жаль...