Оцените отзыв
Великая мечта (2002г.)
Давным-давно, за морями-океанами, в некотором царстве, в некотором государстве жил был купец и было у него два сына. Первый сын был сильным и красивым , звали его ШиЕн , второй сын был добрым, но тоже красивым . Мне он здорово напоминал героя любимых в детстве сказок, и звала я его Емелей . Однажды купец накопил много денег ,и некуда их было девать.Чтобы пристроить капитал в достойное дело на благо страны, мудрый купец решил посадить во Дворец своего человека . Но как говорится, благими намерениями… На этом русская народная сказка заканчивается. И начинается костюмированная корейская дорама моего любимого режиссера Ким Чон Хака .
История начинается в год Тигра , события происходят во времена раннего Чосона и затрагивают несколько человеческих судеб, которые , хорошо это или плохо, но крепко переплелись между собой волею небес. Соглашусь с заявленным в описании историческим жанром, но комедию мы здесь не найдем точно.
Сюжет сериала уверенно будет катиться добротной телегой по ухабистой горной дороге, иногда неспешно со скрипом , иногда с ветерком, а то помчится с горы , подвергая опасностям и страстям своих главных героев. И будут в этой телеге те, кто ей управляет, те, которые едут на ней и те, которые крутятся в колесе тонкими спицами. Визуальное полотно сериала похоже на объемную панораму осеннего пейзажа , рисованную уверенной рукой мастера, с любовью к персонажам и родным краям , украшенным всеми оттенками уходящего лета, разбавленных вкраплениями нарядных деталей цвета кимчи да цвета сочного синего неба. В самом центре сюжета - два брата. И на двоих одна любимая…
Младшего брата звали Чжэ Ён (актер Чан Хек) , наивная простота юной души порой делает его образ похожим на известного сказочного персонажа , но только в помощь ему не волшебная Щука или волшебный предмет, а люди, которых он притягивал странным образом , создавая вокруг себя сонм ангелов-хранителей, учителей и наставников. Щедро отдавая людям свое сердце, не требуя ничего взамен, в трудные времена он получал от Вселенной поддержку .Чистая душа Чжэ Ёна рано познала опыт любви и горечь человеческой подлости , в своей бесконечной вере в людей он будет обманут ,сбит с толку, будет искать и найдет себя самого, а затем свою цель и свою великую мечту. В дорогу к мечте позовет за собой друзей , и друзья поверят ему. Ну что ж, мы тоже поверим ему и потащимся следом…
Если образ младшего брата моделируется из набора общепринятых качеств абсолютно положительного героя ,то Ши Ен (актер Хан Джэ Сок) , «человек с глазами только что проснувшейся змеи» ,кажется персонажем сложным и более интересным. Актер безупречно играл роль коварного юноши , который определенно был обделен от природы чем- то неуловимо важным. Меня не покидало ощущение, .что у этого большого и сильного человека в том месте, где бьется сердце, зияет огромная черная дыра. Похоже было на то, что в цепи своих воплощений , некая душа ,когда-то низвергнутая за свои накопленные грехи в ад, пройдя там страдания и очищение , воплотилась вначале в теле животного ,чтобы пройти эволюцию вновь до уровня человека. Хладнокровие и жестокость ,с которыми Ши Ен идет к своей цели пугает, его бархатные глаза завораживают ,а его завидное упорство в постижении боевых искусств вызывает восхищение. Но теперь ему предстоит пережить на опыте еще и любовь, и страдание, и боль потери. Я очень надюсь, однажды , в последующих воплощениях, такой опыт его одинокой душе обязательно пригодится , и в мир явится сильная и цельная натура, которая сможет понять себя и контролировать свои желания и поступки.
Мои фантазии завели меня неожиданно далеко , а режиссер уже исследует новую тему : что связывает людей крепче , кровные узы или духовные ? Благополучное детство героев прошло рядом с любящей матерью и разумным отцом. Но однажды братья стали чужими , чужим для них стал и отец. Может быть мое личное трепетное отношение к актеру Пак Сан Вону , исполнившему роль отца , мешает мне упрекнуть этот персонаж. Даже неоднозначный его образ вызывает у меня уважение и симпатию. В вопросе человеческих связей я не совсем соглашусь с режиссером, но спорить не буду ( в чужой монастырь со своим Уставом не ходят), досмотрю историю до конца и успокоюсь мудрым Сократом: «Наши дети уже не наши дети, они сыновья и дочери тягот собственной жизни …»
С особой любовью мастер пишет женские портреты. В сериале заняты на редкость красивые актрисы . Ни один женский образ не тронут гротеском , не прикрыт маской, не испорчен гримасой . Меня в этот раз действительно тронула легкая гендерная интрига. Забавная, славная девочка, одевшая мужское платье лишь для того, чтобы не повторить судьбу матери. Но придет время любви , а лучший друг станет любимым…
Главная романтическая линия умело вплетена в философский контекст сериала, не кричит и не бьется в истерике, уверенно двигается в логическом русле до самого финала истории.
Осталось странное чувство от того , что в фильме нет откровенно отрицательных героев. Мастер буквально заставляет зрителя смотреть на них собственным философским взглядом или глазами положительных персонажей , которые в своей доброте душевной или мудрости принимают их такими , какие они есть. «Будда видит глазами будды, свинья видит глазами свиньи».
В своем глубоком невежестве, рискну предположить, что в киноповести, похожей на философскую притчу, режиссер создавал образ главного героя, а вместе с ним и генеральную сюжетную линию, опираясь на Конфуция . Буквально словами философа : в обучении нужно
1. Довести человека до того, чтобы задавал вопросы
2. Благодаря вопросам идти вглубь себя
3. Познавая себя — познать Небо и Законы
4. Познавая Небо и Законы — познать других людей
5. Познавая других людей — создать общество как отражение Духовных благ
Сериал безусловно еще одна жемчужина Ким Чон Хака , а Чан Хек бесспорно очень талантливый актер. Но в этой дораме мне не всегда нравился его персонаж . Стараясь создать образ безупречной добродетели , актер иногда переигрывал. Когда закончилось его беззаботное детство , в период учения и скитаний, на лице ЧжэЕна часто читалось откровенно глупое выражение, а шутовские одежды (ох, уж эти штаны!), слишком подчеркивали его сходство не только с Емелей , но и с Иванушкой – дурачком. Утрируя, по-своему мужественный образ Чжи Ена , персонаж в итоге получался неровным. У древнекитайского философа Лао-Цзы я нашла выражение: «Безграничная добродетель похожа на ее недостаток».
Но в целом, режиссерская задумка удалась, формируя образ главного героя , режиссер строго следовал логической цепочке его становления как личности , каждый раз переживая новый опыт, ДжэЕн делал правильные выводы, ставил перед собой цель и двигался дальше.
Великая мечта. К ней ведет долгий и трудный путь. Но в какое б счастливое место ни шел человек, с собой он всегда несет себя самого.
Сериал смотрела почти два года, такой длинный онгоинг позволил надолго увязнуть в ее философском подтексте. Режиссер заставляет задуматься, спорить, сравнивать, ведь Великая мечта преследует лучшие умы человечества не одну сотню лет. Cмотрите и наслаждайтесь замысловатым сюжетом , построенном на неожиданных поворотах и превратностях судьбы, любуйтесь красивыми лицами и настоящими чувствами. Немного морали и добродетели тоже не помешают нашим черстствеющим душам .
Я с трудом рассталась с героями ,такое впечатление, будто вместе с ними проделала весь этот путь к заветной деревне. Закрывая глаза, среди сумашедшего ритма шумного города, все еще вижу печальное одиночество обожженного дерева , парусник навстречу восходящему солнцу, молнию рыжего тигра в схватке с Охотником. И глаза, только что проснувшейся змеи.
Дата публикации: 16.11.15