Ватанабэ Кандзи, начальник отдела по работе с гражданами в мэрии, на протяжении 30 лет был образцовым служащим, строго придерживавшимся принципа «не высовываться». Однажды он узнает, что у него рак желудка, и жить ему осталось совсем недолго. Погруженный в отчаяние и отвергнутый даже собственным сыном, Ватанабэ отправляется в город, где, блуждая по улицам квартала красных фонарей, пробует алкоголь, к которому никогда не тяготел. Он задается вопросом: «Что же на самом деле представляла собой моя жизнь?».
Однако встреча с энергичной молодой женщиной побуждает его задуматься о том, что значит по-настоящему жить. Впервые за всю свою карьеру он внимательно изучает документы, поступившие в мэрию. Его взгляд останавливается на обращении жителей с просьбой ликвидировать старую сточную канаву и построить на ее месте небольшой парк. Решив посвятить остаток своей жизни на благо общества, он с энтузиазмом берется за это дело.
Премьера 09.10.1952
- Сценарий был написан совместно Акирой Куросавой, Синобу Хасимото и Хидэо Огуни. Основу сюжета определил Куросава. По словам Огуни, Куросава хотел изобразить, как человек, которому вынесли смертный приговор, проживает оставшееся время, вдохновляясь романом Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Куросава предложил Хасимото тему «человек, которому осталось жить всего 75 дней», и Хасимото написал первый черновик. В январе 1952 года Куросава и Хасимото начали работу над окончательной версией сценария в гостинице «Сенкёро» в Хаконэ-Сэнгокухара. Огуни присоединился к ним на четвертый день. Процесс написания сценария был организован так: Куросава и Хасимото писали одни и те же сцены, а Огуни выбирал лучшие варианты. Первоначально фильм должен был называться «Жизнь Кандзи Ватанабэ», но по предложению Куросавы название было изменено на «Жить». Сценарий был завершен 5 февраля.
- Съемки фильма начались 14 марта 1952 года. С 2 по 16 июня они были приостановлены, так как студию освободили для съемок фильма к празднику Обон. Съемочный процесс завершился в середине сентября.
- Основные локации находились в Токио: бейсбольное поле на стадионе Токио Сэймэй в Синдзюку, железнодорожная платформа на станции Рёгоку, каток в Корокуэн и парк в Тосимаэн. Сцены в квартале красных фонарей снимались на открытой площадке студии Toho, имитирующей улицы Гиндзы. Для съемок в кабаре в студии воссоздали интерьер реального заведения в районе Симбаси, пригласив 250 настоящих хостес в их собственных нарядах.
- Актер Такаси Симура перед съемками перенес операцию по удалению аппендицита и похудел. Куросава попросил его не набирать вес, так как это соответствовало образу персонажа. Симура даже посещал сауну для дополнительного снижения веса.
- Для сцены, где герой поет «Песню гондольера», Куросава потребовал исполнения «голосом не от мира сего». Симура усердно репетировал под аккомпанемент пианиста Фумио Хаясаки.
- Награды и номинации:
1952 – Церемония вручения премии за технические достижения в японском кино / Награды в категориях Лучшая операторская работа, Лучший звук
1953 – Церемония вручения премии Kinema Junpo Award / 1-е место в категории Топ-10 лучших японских фильмов
1953 – Церемония вручения кинопремии «Майнити» / Награды в категориях Лучший фильм, Лучший сценарий и Лучший звук
1954 – 4-й Берлинский международный кинофестиваль / Номинация на приз «Золотой медведь» (Акира Куросава)
1954 – 4-й Берлинский международный кинофестиваль / Специальный приз Берлинского сената
1955 – 7-ой Национальный фестиваль искусств / Премия в области кино
1960 – Церемония вручения премии BAFTA / Номинация в категории Лучший иностранный актер (Такаси Симура)
2022 – Ассоциация онлайн-кино и телевидения (OFTA) / Зал славы кино OFTA