Семейно-бытовая история о том как в 20-е годы XX века, в доме богатого
пятидесятилетнего китайского феодала Чэня появляется четвёртая жена -
образованная девушка из деревни - Сунлянь, за обучение которой семья не
может больше платить. Эта девушка, которая шесть месяцев была студенткой
- самая молодая жена у феодала и она вызывает вражду, ревность и
ненависть третьей жены. По имени её может звать только Господин, для
остальных она - четвёртая жена. Каждая из жён живёт в отдельном доме
большого поместья. Первая жена - уже "старуха", в которую когда-то юный
Господин был влюблен и женился на ней. Вторая жена - простая и
заботливая, "идеальная Жена". Третья жена - в прошлом оперная певичка,
яркая, кокетливая и самолюбивая, выбравшая роль Любовницы в конкурентной
борьбе жён. Красный - цвет тканей, прикрывающих тела женщин, цвет
сорговой водки и крови, красный фонарь же - символ ожидания Мужчины,
который сделает массаж стоп специальными звенящими молоточками и
торжественно зажжёт красные фонари во внутреннем дворике и в покоях
избранной жены. Внимание Господина даёт жёнам власть, статус и
привилегии, и они интригуют, делая всё возможное, чтобы быть выбранной
Чэнем. Эту вынужденную конкуренцию муж не контролирует, да и не хочет,
обрекая своих четырёх жён на постоянные интриги с непредсказуемым
исходом - злоба, смерть, безумие…
На основе романа Су Туна «Жёны и наложницы».
Производство фильма было спонсировано тайваньским предпринимателем Цю Фушэном, съёмки проходили в поместье Цяо (уезд Ци, провинция Шаньси).
Художественные особенности:
Фильм продолжает начатую в предыдущих работах Чжана Имоу тему женщины и её судьбы в условиях патриархальной семьи.
Для этого режиссёр использует ряд стилистических приёмов. Так, всё действие ленты разворачивается в течение одного года (сюжет разбит на части, соответствующие порам года) в одном и том же месте — поместье китайского феодала, с его множеством комнат, двориков и переходов.
Массивная архитектура играет немаловажную роль в развитии сюжета, отражая незначительность судьбы персонажей. Этому способствует и широкое использование режиссёром дальних планов, камера не часто приближается к героям. Так, практически невозможно разглядеть лицо хозяина дома, что символизирует его отстранённость от женских персонажей; лишь иногда главная героиня попадает в крупный план. Эти стилистические особенности дают зрителю возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны, с объективной точки зрения.
Награды:
1991 — три награды Венецианского кинофестиваля: «Серебряный лев», приз ФИПРЕССИ и приз Эльвиры Нотари (все — Чжан Имоу).
1992 — премия «Давид ди Донателло» за лучший зарубежный фильм (Чжан Имоу)
1992 — в десятке лучших зарубежных фильмов по версии Национального совета кинокритиков США.
1993 — премия BAFTA за лучший фильм не на английском языке (Чи Фушэн, Чжан Имоу).
1993 — две премии «Сто цветов»: лучший фильм, лучшая актриса (Гун Ли).
1993 — премия Лондонского кружка кинокритиков за лучший зарубежный фильм года.
В театре:
В середине 1990-х годов Чжан Имоу получил от руководства Национального балета предложение создать на основе его фильма спектакль.
Режиссёр написал либретто по своему сценарию и лично участвовал в постановке.
Премьера балета «Зажги красный фонарь» на музыку Чэнь Цигана в хореографии Ван Синьпэн (Wang Zinpeng) и Ван Юаньюань (Wang Yuanyuan) состоялась в 2001 году.
Китайский национальный балет неоднократно показывал этот спектакль во время гастролей за рубежом, в 2007 году его московский показ завершал культурную программу года Китая в России